Ворота в бессмертие

В нашем кинематографе огромное количество лент о ратных подвигах как прошлого, так и настоящего. Иногда понятно за что сражались, когда за тобой Москва, и не нужны никакие объяснения. Иногда бои были бессмысленными, хотя и не умоляли мужества солдат. Иногда о них много спорили, и каждый доказывал свою правоту. Но, так или иначе, все эти фильмы прочно вошли в зрительское сознание, особенно сделанные талантливо и с хорошим актерским составом.

Когда на экране появилась четырехсерийная картина «Грозовые ворота», она вызвала интерес совершенно разной публики и по разным причинам. Здесь и захватывающий сюжет, хотя и очень жестокий. Отлично поставленные батальные сцены и прекрасные актерские работы. Лента была, пусть и не досконально, посвящена гибели Псковского десанта в Чечне. Правда, вопрос «Кто виноват?» повис в воздухе. Режиссер Андрей Малюков постарался найти на него ответ, но до конца никого не обвинил. К годовщине той скорбной даты 1 марта «Грозовые ворота» вновь в эфире Первого канала.

Фильм  построен сразу в нескольких плоскостях – мирная жизнь будущих призывников, гарнизонная глушь офицеров в преддверии той самой командировки в Чечню, где сходятся самые разные люди от штабных офицеров до боевых командиров. И непосредственно война, вернее, ее маленький эпизод. Каждый герой со своей историей, и порой подвиги совершают абсолютно не те, от кого их ожидаешь.

Андрей Малюков собрал поистине звездный актерский состав. Да и технические службы не подкачали, режиссер еще в советское время поднаторел на военной тематике и знал, что и как нужно снимать, дабы суметь затронуть зрительские сердца.  Он четко просчитал, в каких сценах дамы поднесут к глазам носовые платочки, где мужчины стану негодовать и когда все дружно начнут болеть за своих. Одну из ключевых ролей в фильме сыграл Вячеслав Разбегаев. Его не продвигающийся по службе старший лейтенант Доронин, кажется, обречен жить в захолустном гарнизоне под вечное недовольство и упреки жены. И постепенно свои неудачи начинает топить в бутылке. Даже командировку воспринимает как наказание, тем более, там сталкивается с давним соперником сыном генерала Панкратовым, делающим блестящую карьеру. Сыгравший Панкратова Даниил Страхов как всегда неоднозначен, но тем самым и интересен зрителям. Компанию главным героям составили Михаил Пореченков, Михаил Ефремов и Андрей Красько в ролях отцов-командиров. За женскую часть отвечают Екатерина Климова (та самая сварливая жена) и Елизавета Боярская. Кстати, после «Грозовых ворот» Малюков стал снимать Климову во всех своих последующих картинах, одна из самых знаковых «Мы из будущего».

Лента получила премию «ТЭФИ», государственные награды и вошла в золотой фонд современного российского кино. Но хочется, чтобы материала для таких фильмов было как можно меньше.

Юлия Конкина


44070