«В ней столько звенящей души!…»

Поклонники гитариста Антона Дерябина отмечают 25 - летие его творческой деятельности

Чтобы составить хотя бы краткий биографический очерк такого самобытного и по-своему выдающегося (не только в масштабах нашего региона) человека, как Антон Дерябин, необходимо коснуться особенностей той среды, где смогла сформироваться эта творческая личность. Родителям Антона, Виктору и Надежде Дерябиным, инженерно-техническим работникам завода «Электрон», удалось создать семью, где царят гармония и христианская любовь, где «тональность» насыщена ароматом романтического вдохновения, где любой труд в радость.

Именно о такой «малой церкви» писал Шекспир в своем сонете: «Прислушайся, как дружественно струны вступают в строй и голос подают. Как будто мать, отец и отрок юный в счастливом единении поют. Нам говорит согласье струн в концерте, что одинокий путь подобен смерти». Как итог, одаренный ребенок, подросток, юноша, поступивший в школу, а затем в колледж, не искал в искусстве (в отличие от многих его сверстников) некоего религиозного утешения. Тем не менее, его гитара с первых шагов ознаменовала себя сиянием образов света и добра.

Благодаря превосходному от природы исполнительскому аппарату, безупречной памяти и какому - то мистическому пониманию классических форм уже на первых региональных конкурсах Дерябин привлек внимание таких взыскательных музыкальных арбитров, как профессор Евгений Блинов, маэстро гитары Алексей Зимаков и «главный смотрящий» по Сибирскому региону, выдающийся педагог Юрий Кузин.

Вне всякого сомнения, если бы в 2001-м году Антон поступил не в Уральскую консерваторию, которую, кстати сказать, окончил с блеском, а в Москву или Питер, где его ждали с распростертыми объятиями, он бы наверняка вошел в десятку самых «раскрученных» исполнителей и аранжировщиков. Но музыкант любит свою малую родину: здесь каждое «концертное зало» наполнено эхом его возвышенных гармоний и безупречных импровизаций, здесь его просто не отпускают от себя многочисленные поклонники, здесь очаровательная улыбка потомка терских казаков просто сводит с ума молодых особ аристократического сообщества.

Уникальность таланта Антона Дерябина, помимо прочего, и в том, что ему под силу как проникновение в высшую транцендентность партитур Баха, блестящая передача образов Аналузии с ее «скорбью, страстью и мужеством», так и исполнение лучших опусов Latino, где стихия народного творчества подчинена строгим законам линеарного мышления, кристаллизованным усилиями бесчисленных и подчас малоизвестных музыкантов.

Искусство, которому уже не одно десятилетие служит наш земляк, не только расширяет возможности гитары в сольных и ансамблевых версиях, не только освобождает ее от корпоративной замкнутости в пределах академического музицирования, но и выполняет благородную миссию примирения на основе разных жанров и направлений. И тут, мне кажется, уместны строки великого Пушкина: …народы, распри позабыв, в единую семью объединятся».

Мне посчастливилось быть в числе наставников тюменского виртуоза – от первых экзерциций Каркасси и Джулиани до сочинений А.Пьяцоллы, М.Лыбета и Д.Агадо. Помнится, как в коридорах колледжа в ожидании результатов академического концерта, где Антон исполнял «Аранхуэс», изумленные слушатели и почитатели его таланта просили поимпровизировать на заданную тему, и кленового дерева гитара Станислава Москалева выдавала такие чудеса, которые изумили бы самого мастера. Мастера, чьи работы высоко ценили Сергей Орехов и Борис Окунев. Стоит ли удивляться тому, что своей игрой маэстро вдохновлял творцов на создание инструментов, среди коих тюменские изобретатели Антон Гостев и Сергей Чирков. Вот вам роль личности в нашей региональной культурной истории.

А в заключение такой пассаж. По окончании выступления студента Дерябина в классе ансамбля преподаватели колледжа Виктор Васильевич и Лариса Михайловна Хоменко, потрясенные игрой дуэта (партию второй гитары исполняла Катя Крекнина), после некоторой паузы... дружно захлопали в ладоши.

Фото из личного архива Антона Дерябина


58784