КАК СОЗДАТЬ «СЧАСТЛИВЫЙ ИММУНИТЕТ»

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

История театрального центра для детей, подростков и молодёжи «РяДом» началась полтора года назад, когда на открытой площадке проекта «Школа продюсеров сообществ» режиссёр Светлана Ханжина встретила своих коллег и единомышленников – театральных педагогов Надежду Соломатову и Артёма Васильева, и они решили объединить свои творческие и педагогические силы для создания нового молодёжного креативного пространства, где под одной крышей будут собраны различные виды творчества.

Благодаря таланту, энергии и организаторским способностям основателей начинание увенчалось успехом, и сейчас центр «РяДом» на улице Котовского живёт активной жизнью – в нём дети и взрослые учатся театральному искусству, проводятся открытые бесплатные мероприятия для подростков, курсы для педагогов и спектакли для жителей Тюмени. Очередным проектом центра стал творческий образовательный интенсив «Школа счастливых педагогов» для учителей, воспитателей и вожатых, ставящий своей целью проникновение методов театральной педагогики в систему школьного и дополнительного образования.

В январе начался уже четвёртый поток интенсива. Педагоги, ставшие на время учениками, в формате творческих занятий обучаются «педагогическому счастью» – тому, как сделать счастливым ребёнка и себя, преподавать в удовольствие, применять актёрские практики, использовать методы театральной педагогики и многому другому. Обучение проходит в разных форматах – лекций, практик, тренингов, онлайн-уроков, посещения и обсуждения спектаклей, разработки собственных проектов по внедрению методики формирования «счастливого иммунитета». В рамках этих занятий педагогические работники имеют возможность потренировать эмоциональную устойчивость, посетить театральные практики на снятие телесных зажимов и освоить новые методики обсуждения с детьми искусства.

Экспертами курса стали преподаватель московского музыкально-педагогического института, разработчик образовательного учреждения нового типа Мария Скоробогатова, педагог по сценическому движению, мастер спорта международного класса по спортивным танцам, чемпионка России, Европы и мира Анастасия Харитонова, социальный продюсер, эксперт по созданию проектов в творческой и педагогической среде Ольга Петрушина, педагог по актёрскому мастерству, организатор Международного молодёжного театрального фестиваля «Живые лица» Андрей Голубенко и другие представители молодёжных и экспериментальных театров Тюмени и Москвы.

В финале курса педагоги примут участие в образовательной программе Всероссийского фестиваля подростковых театров «Малая сцена». Там они смогут посетить спектакли лучших подростковых театров со всей России, обсудить их с экспертным советом фестиваля и принять участие в мастер-классах от ведущих театральных деятелей из Москвы и Санкт-Петербурга.

– Вы обучаете своих учеников счастливому иммунитету. А что это такое – счастливый иммунитет, если в двух словах? – спрашиваю я у Светланы Ханжиной, являющейся ныне руководительницей театрального центра «РяДом» и педагогом курса.

– Мы с Надеждой Соломатовой и Артёмом Васильевым изобрели этот термин ещё на заре нашей совместной деятельности. Мы мечтали о сообществе счастливых детей, которые растут в счастливом окружении счастливых родителей и счастливых педагогов, и хотели, чтобы наш центр был своего рода пауэрбанком такого счастья, куда будут приходить «подзарядиться» и получить техники и методы того, как быть счастливым. На наш взгляд, театральная педагогика такими методами обладает, потому что она учит эмпатии, взаимодействию с партнёром, работе в команде, а это и есть составляющие счастья. По нашему замыслу, всё это в совокупности должно стать своего рода прививкой для организма, благодаря которой он учится «вырабатывать» счастье сам.

– Иммунитет – это защита от инфекций и заболеваний. От какой «болезни» защищает ваш счастливый иммунитет?

– От несчастья. Мы – дети родителей, выросших в Советском Союзе, и нас никто не учил быть счастливыми и вообще задаваться вопросом: а счастлив ли я? Известный режиссёр Слава Полунин говорит, что раз в год ты должен садиться на берегу реки, опускать ноги в воду и думать – а счастлив ли ты сейчас? С теми ли людьми ты идёшь по жизни? Тем ли делом ты занимаешься? Он этот метод так и называет – «ноги в воду». Вот лично меня такому не научили, и поэтому сейчас, в тридцать пять лет, приходится учиться самой. А хотелось бы, чтобы такими вопросами человек задавался с детства.

– А как вы считаете, почему получилось так, что этому не научили нас?

– У родителей моего поколения есть нездоровый культ жертвенности. Жить не ради себя и даже не ради своих семей и близких, а во имя укрепления государства, мировой революции или ещё чего-то подобного. У нас в самой культуре заложен культ страдания, будто страдать – это хорошо и здорово. Один из самых ярких примеров – произведения Достоевского. Поэтому нам хотелось бы выработать новый культурный код, построенный не на страданиях и жертвенности, а на стремлении к счастью и радости.

– Как построены занятия в «Школе счастливых педагогов»?

– У нас есть четыре смысловых модуля. Первый из них посвящён собственно формированию счастливого иммунитета, а также эмоциональной устойчивости и контролю эмоций через актёрские практики. Второй модуль учит коммуникации с ребёнком, там мы преподаём методики и практики обсуждения с детьми искусства. Не на уровне «понравилось – не понравилось», а на уровне эмоций и смыслов. Третий направлен на работу с собой – там мы учимся управлять своим телом, своим голосом, работать с мышечными зажимами и расслабляться. И четвёртый, последний модуль называется «Форум- театр» – это методика интерактивной работы, направленная на решение социальных проблем. Ещё есть отдельный он-лайн модуль, в котором педагоги создают собственные проекты по внедрению методов счастливого иммунитета на своих рабочих местах, которые можно подавать на получение грантов.

– Можно ли уже подвести промежуточные результаты проекта? Какие новые качества приобрели люди, прошедшие ваш интенсив и что «вынесли» с него?

– Мы общаемся со многими выпускниками и видим, как они меняются: легче находят контакт с учащимися, эффективнее взаимодействуют, придумывают что-то новое, становятся более открытыми… Есть впечатление, что на «Школе счастливых педагогов» для них произошла некая перезагрузка – взрослые смогли снова почувствовать себя детьми и обрести вдохновение. В практическом плане у них появились собственные готовые проекты, и некоторые из них уже начали воплощаться в жизнь – организуются читательские клубы для детей, проводятся тематические классные часы…

Проект «Школа счастливых педагогов» продолжается. Чтобы стать участником очередного потока надо заполнить анкету на сайте театра «РяДом» и по её результатам получить приглашение.

НА СНИМКАХ: школа счастливых педагогов театра «РяДом».

Роман БЕЛОУСОВ /фото театрального центра/


57664