ЗАЧЕМ ШЕВЧИКУ РЖАВЫЙ ГВОЗДЬ?

ФОРУМ 

Свой профессиональный праздник – День российского предпринимательства – тюменский бизнес отметил большой планёркой. На площадке Технопарка собрались те, кто демонстрирует высокую социальную ответственность, активно участвует в жизни региона и решении национальных задач.

Центральным событием форума «День предпринимателя-2022» стало ток-шоу «Тюменская область: бизнес-код региона». Этот формат в рамках заявленной темы не предполагал развлекательности, зато обещал живое, незашоренное общение. 

Нужный импульс задал Александр Моор: «Нам объявили экономическую войну, причем, если послушать западных политиков, войну на выживание. Их задача – затормозить экономическое развитие России, чтобы мы лишились возможности проводить независимую политику. Поэтому нам нужно сформировать новое экономическое мышление, повысить статус предпринимательства и отношение к нему как к общественному благу. Это та сфера, которая в кризисные времена первой попадает под каток обстоятельств, сильнее чувствует на себе негативные тенденции. В то же время малый и средний бизнес быстрее адаптируется и выходит из кризисной ситуации. Будем надеяться, что и сегодня мы найдем верные решения». 

Он напомнил, что в 2020 году, в условиях ограничительных пандемийных мер, когда в бизнесе царила неопределенность и сложно было прогнозировать, региональное правительство разработало стратегию инвестиционного развития. И сегодня Тюменская область занимает третье место в рейтинге состояния инвестклимата Российской Федерации. 

С тем, что в условиях санкционного шторма быстро вылечить российскую экономику способно малое и среднее предпринимательство, согласен декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, присоединившийся к разговору онлайн: «Большой бизнес не обладает такой подвижностью, у него свои задачи. Заполнить пустующие рынки товаров и услуг могут только индивидуальные предприниматели. Так было в кризисные 90-е, в 1998-99 годах». 

Предпринимательский потенциал в стране достаточно высокий. Надо лишь не бояться неудач и быть готовым к потерям – неизбежной плате за вхождение в другой этап экономической деятельности. Но задача быстрого расширения малого и среднего бизнеса может быть решена при активной либерализации государственной политики в отношении МСП. 

«В отличие от других кризисов, сегодня мы столкнулись с технологической блокадой, когда исчезают целые классы технологий. Экономика будет приспосабливаться к новым условиям, но своеобразно – путем технологической деградации, т.е. двигаться назад. Перед страной стоит вопрос выживания. Еще важнее остановить утечку мозгов. Если это всё-таки произойдет, мы окажемся на обочине», – спрогнозировал Александр Аузан. 

За два последних года Россия преуспела в сфере цифровых экосистем, активно развиваются мобильный банкинг, каршеринг. И падать с высокой позиции нежелательно. Нужно «зацепиться за горизонт и удержать всю линейку креативных индустрий». 

Своим видением развития бизнеса поделились и другие спикеры: руководитель одного из направлений Московского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов, заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Наталья Коротченкова, председатель Совета директоров ХК «Сибинтел" Владимир Шевчик, генеральный директор архитектурно-брендинговой компании DeVision Илья Пискулин, основатель компании «Этажи» Ильдар Хусаинов. 

Так, руководитель направления анализа и прогнозирования Дмитрий Белоусов подтвердил, что российскую экономику ждут глобальные изменения. «Во втором полугодии 2022 года вероятен высокий риск финансового кризиса. Скажется накопленный санкционный эффект, которого мы еще не прочувствовали», – заявил спикер. 

Цены по новым поставкам импорта будут значительно выше, уменьшится спрос, что приведет к спаду производства. Компании будут вынуждены снижать инвестиции и сокращать штаты. Вырастет безработица – это главный социальный риск. 

Переждать кризис не получится, поэтому нужно адаптироваться к новым реалиям. Следует понять (и принять!), что санкции вводятся на годы. В этих условиях логичнее использовать тактику от выживания – к развитию. «Справиться с ситуацией можно только при активных действиях населения и государства. Государству ничего не остается, как стимулировать поддержку бизнеса, создавать условия для его развития. А людям, оставшимся без работы, нужно не бояться начинать собственное дело». 

Тюменскому бизнесу эксперт порекомендовал переходить от добычи ресурсов к импортозамещению продукции нефтегазохимии, вступить в межрегиональную кооперацию по созданию отраслевых смарт-продуктов, а также развивать социальную и культурную среду региона. Месседж столичного гостя: «На «попробовать» нет времени, надо адаптироваться и работать». 

Изменить отношение к предпринимательству помогут государственные меры. Это, во- первых, декриминализация уголовных статей, связанных с экономическими преступлениями. По мнению Александра Моора, при возникновении вопросов к бизнесу надзорным органам нужно использовать другие процессуальные меры; во-вторых, выравнивание налогов на фонд оплаты труда и снижение их до 15%; в-третьих, введение пятилетнего моратория на проверки для начинающих предпринимателей; в-четвертых, создание условий для реализации небольших инвестиционных проектов в муниципальных районах. Тогда мы создадим, по словам губернатора, «класс новых молодых предпринимателей, которые со временем реализуют важные и перспективные для страны проекты». 

Одним из самых перспективных направлений для развития нашей экономики Моор назвал туризм. Это та отрасль, в которой 99% занимает малый и средний бизнес. Для справки: в 2021 году сфера туризма принесла Тюменской области 2 млрд 369 млн рублей. За год регион посетили 3,1 млн туристов. 

«Мне скажут: «Где Тюмень и где туризм?!». Тем не менее мы имеем очень серьезное преимущество: у нас есть под землёй огромное термальное море. Мы серьёзно вложились в продвижение этой темы». 

Однако Дмитрий Белоусов выразил сомнение, что с помощью горячих источников можно привлечь и удержать туристов. По его разумению, нужен нарратив («повествование через призму личных взглядов и впечатлений»), связанный с местом, где они находятся, некая «сказка о себе». 

«Кто-то должен рассказать не про термальные источники, не про Байкал, не про гору Белуху, не про красноярские столбы, а про Сибирь. Кто первый расскажет, тот и капитал соберет». 

Возможно, это будет Владимир Шевчик – бизнесмен, один из участников сегодняшнего ток- шоу. Он верит, что в кризис самое время генерировать идеи совместных инвестпроектов, например, создавать индустриальные парки. Это позволит восполнить все выпадающие цепочки и в этой логике оптимизировать издержки и заместить ущерб. Только наделить эту историю надо прошлыми заслугами. Он достал из кармана пиджака гвоздь с эмблемой предпринимателя и мецената Николая Машарова и показал коллегам: «Я часто ношу его с собой на деловые встречи. Гвоздю 120 лет. Николай Дмитриевич, создавая в 1901 году первое литейное производство, уже тогда озаботился собственным брендом, который сегодня можно воспринимать как скрепу: нет гвоздя – распадается любой конструктив, в том числе и общество». 

Модератор ток-шоу Ирина Белозерова умело направляла дискуссию: задавала провокационные вопросы, устраивала мозговой штурм, блицы, позволяя его участникам раскрыться. Известные в своей области персоны оказались интересными собеседниками, не стеснялись высказывать личное мнение. А зал, где собрались представители деловых кругов, органов власти, общественники, «зубры» от бизнеса и новички (в форуме приняли участие 1500 предпринимателей), эмоционально реагировал. 

Можно сказать, «разговорное представление» получилось удачным. В результате обсуждения социально-экономической ситуации в России, прогнозов и сценариев развития нашей экономики на волне беспрецедентных санкций сложилась цельная картина произошедшего и грядущих изменений. Стали понятны риски и необходимые меры, которые следует предпринять в текущей ситуации. 

Параллельно работали тематические площадки под общим названием «Образ будущего: бизнес Тюменской области», которые можно назвать обучающими. Например, участникам секции «Самозанятость и креативные индустрии» эксперты представили региональный проект по поддержке самозанятых граждан. Рассказали, как найти деньги для своего дела, выходить на маркетплейсы, продвигать себя в социальных сетях. На примере реальных историй разбирали юридические и налоговые вопросы. 

На ярмарке самозанятых местные умельцы выставили на продажу изделия из джута, флорариумы, микрозелень, картины, бижутерию ручной работы и другие интересные товары для дома. 

Словом, на Дне предпринимателя можно было найти немало полезного для развития собственного бизнеса или просто пообщаться с коллегами, отдохнуть морально. Всё-таки праздник. Наиболее отличившиеся предприниматели, внесшие значительный вклад в развитие региональной экономики, были отмечены благодарственными письмами. А вечером в концертном зале «Золотые ворота Сибири» состоялось вручение бизнес- премии РБК Тюмень по итогам 2021 года, где назвали победителей в семи номинациях. 

НА СНИМКАХ: Владимир Шевчик – «гвоздь программы»; ищем решение. 

Ольга РАДУТНАЯ 

Александр АКСЁНОВ /фото/ 


54875