ГОРЕ БЕЗ УМА

ПРЕСС-ОБЗОР

«Литературная газета» давно отошла от решения экономических проблем. Но в издании привычно выступают короли афоризмов. Афоризмы дают направление мысли. Вот один из постулатов: «Когда нет ума – одним горем меньше». Так-то оно так. Однако свято место пусто не бывает – закон физики. Вместо одной беды тут же приходит другая. 

По официальной статистике, бедных в РФ – 20 миллионов, в США – в два раза больше, президент Джо Байден обнародовал цифру: 40 миллионов. В расчете на душу населения там и тут количество неимущих примерно одинаково. Откуда идет бедность? Размышляет «Учительская газета»: 

«Финансовые проблемы граждан, в итоге приводящие к бедности, являются следствием неуспеваемости в школе. Около 30% школьников отстают от образовательной программы, в результате чего выпускаются из общеобразовательного заведения с плохими знаниями по тому или иному предмету. В дальнейшем эта тенденция трансформируется в экономическую неуспешность или бедность. При этом содержание таких граждан в той или иной степени ложится на плечи налогоплательщиков, то есть россиян с более успешной результативностью трудовой деятельности. 

Педагог в процессе занятия в основном работает с ядром класса – с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Таких детей около 50-60%. Другие ребята из образовательного процесса по разным причинам «выпадают». Эксперт уверен, что школьнику при выполнении домашнего задания важно иметь обратную связь с учителем. Помочь в таком случае может искусственный интеллект или виртуальный помощник учителя, однако на внедрение соответствующих программ в образовательный процесс на достаточном уровне может уйти не менее 10 лет». 

Ну, до искусственного интеллекта – как до Киева с пересадками. До Одессы еще дальше. А вот соответствующий одесский анекдот под рукой: 

– Мойша, иди делать уроки! – Вот еще! На шо мне. Я буду вором. – Ой вей, а шо ты сможешь? Обчистить как босяк товарный вагон? А выпускник университета может-таки украсть всю железную дорогу! 

Одесса принадлежит Украине. Вот про тамошние стальные магистрали и пойдет речь. Компания называется «Укрзализница». Предоставим слово информационному агентству NewsFront: 

«Эксперты на протяжении нескольких лет бьют тревогу по поводу состояния отрасли, в Сети периодически фигурируют видео о том, в каких условиях работают те же проводники, которым даже приходится рубить дрова, чтобы протопить вагон в доисторических поездах. И, по словам специалистов, подобные сюжеты – отнюдь не фейк, а жуткая действительность. И это не говоря об увеличивающемся с каждым годом числе аварий на железнодорожных путях из-за их неудовлетворительного состояния». 

Другой портал NewsLand пишет конкретно: 

«Износ 958 электровозов и 227 тепловозов составляет 96%; 41 138 грузовых вагонов – 89%; 2 040 пассажирских вагонов – 88%; 34 тысяч устройств ж/д автоматики и связи – 68%; ж/д пути изношены на 34%, а контактная сеть (9 319 км) – на 71%. Это из отчета последнего главы компании». 

Владимира Жмака уволили с должности через полгода после назначения. Да, он не был железнодорожником, зато вместе с Петром Порошенко и Михой Саакашвили окончил факультет международных отношений Киевского университета. До него стальными магистралями государства руководили серб-ресторатор и поляк-рокер. Короче, довели «зализницу» до такого состояния, что ее не возьмет даром даже вор-босяк. Да пока никто и не позарился. 

Я уверен, на Украине почти у каждого тюменца проживают родственники. Мать, отец, брат, сестра, дедушка с бабушкой. Далее: шурин, деверь, кум, товарищ, сослуживец... Надо бы как-то повидаться. Прямых путей сообщения теперь нет совсем. Знаете же, даже через минский аэропорт в Незалежную не попасть. Самолеты не летают. Поезда не ходят. На днях коллега из «Московского комсомольца», имея на руках украинский паспорт, пробирался к месту службы в Первопрестольную. 

«Ехать в Россию из Киева можно официально и не очень. В первом случае ты покупаешь билеты, которые можно распечатать, во втором – ищешь микроавтобусы в интернете, деньги платишь водителю и надеешься на удачу. Многочисленные сервисы поиска попутчиков на российско- украинской границе не работают, предлагают только официальные автобусы. Поезда просто не ходят, самолеты летают, но причудливыми маршрутами – мне поисковик, например, предложил трип Киев–Анкара–Стамбул–Москва как самый дешевый, за 600 долларов (43200 руб.) в одну сторону и сутки в пути. Автобус стоит от 1000 гривен (2700 рублей), но официально он тоже запрещен». 

Впрочем, сегодня «Яндекс» извещает: существует автобусный рейс «Москва–Киев». Цена билетов от 2721 до 6837 рублей. Максимальное время в пути – 17 часов 35 минут. Милости просят в экс-братскую державу! 

Вчера в регионе завершились испытания школьников по форме ЕГЭ. Еще не все ребята, уверен автор, выбрали дорогу, по которой придется двигаться всю жизнь. Куда поступать? Выучиться на железнодорожника? Подсказывает газета «Труд»: 

«Специальность врача телемедицины возглавила рейтинг самых востребованных новых профессий нынешнего года. Сегодня им предлагают доход до 130 тысяч рублей. Эксперты отметили, что во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 спрос на таких специалистов вырос в пять раз, а на терапевтов и педиатров – почти в 10 раз. Кроме того, лидерами самых востребованных профессий будущего оказались специалисты по навигации и строительству в условиях Арктики (за одну вахту они получают до 160 тысяч рублей), а также специалисты по кибербезопасности (зарплата от 100 тысяч рублей) и робототехнике (они получают до 90 тысяч рублей). Такие же заработки у дизайнера виртуальной реальности или VR-архитектора. 

Кроме того, отмечается увеличение спроса на специалистов в области экологии, чей доход начинается от 60 тысяч рублей, и на инженеров 3D-печати (от 50 тысяч рублей)». 

В конце концов «не место красит человека, а человек – место». Тут снова вспомнил «Литгазету» с ее афоризмом: «Родившись человеком, довольно сложно жить по специальности». 

Ладно, это мелочи, народу на планете – даже перебор, на Земле уже голодают 925 млн человек. Чего очень мало, так гелия. Его много на Солнце, поскольку тамошний водород в ходе термоядерного синтеза превращается именно в гелий. В принципе под действием сего процесса на Земле и существует все живое, неживое – тоже. Но нашей грешной Земле этого газа мало. В США закон строго запрещает экспортировать такой материал. Американцы замышляют заполнять гелием огромные дирижабли будущего. 

На мой взгляд, японцы вкупе с китайцами пошли дальше – в своих городах уже запустили наземные транспортные линии, передвигающиеся со скоростью 600 км/час. Этому способствуют сверхпроводящие роторы- магниты, работающие в гелиевой среде. Гелий потребен при производстве энергетических установок нового поколения – токомаки, МГД-генераторы, суперэлектродвигатели... А вот, поди же, напряженка с этим инертным газом. Наконец-то в России нашли выход из ситуации. Газета «Журналистская правда» преподносит новость под заголовком: «Один из крупнейших в мире: РФ готовит рывок на рынке углеводородов». Речь идет об Амурском газоперерабатывающем заводе – на минувшей неделе здесь запущена первая очередь из шести. Итак, цитата: 

«Завод присоединят к магистральному газопроводу «Сила Сибири». Уже сегодня известно, что завод станет мировым лидером по производству гелия (60 млн куб. м в год). Также на предприятии будут выделять метан, этан, пропан и бутан. Проектная мощность завода составит 42 млрд куб. м в год, будут работать 6 технологических линий. Идея в том, чтобы развивать в России не только экспорт сырых ресурсов, но и переработку. Товар с добавленной стоимостью всегда имеет большую цену – это выгодно для страны». 

Добавим, весь комплекс в целом оценивается в 1 триллион рублей. Похоже, окупится. ЯНАО с «НОВАТЭКОМом» напрашиваются на аналогичное производство. Торговать жидким гелием прибыльнее. 

...Павел Плавник родился, понятно, человеком. По специальности ли пошел? В свое время гремела эта фамилия в Тюмени: председатель совета директоров банка «Гермес», депутат областной Думы, председатель межрегионального Союза предпринимателей. Попался товарищ и иже с ним на глаза газете «Коммерсантъ»: 

«В Санкт-Петербурге по подозрению в растрате более 140 млн руб. задержали бывших генеральных директоров ПАО «Звезда», специализирующегося на разработке и производстве высокооборотных дизелей, Павла Плавника и Михаила Лобина, а также экс-заместителя гендиректора Олега Григорьева и бывшего директора по снабжению Сергея Орлова. Следствие считает, что деньги были переведены на счета фирм-однодневок по фиктивным договорам о поставке товаров для «Звезды». После этого деньги обналичили и использовали по своему усмотрению». 

Ну, 140 «лимонов» – сумма для «Звезды» несущественная, даже для РФ – так себе, и вообще факт не мирового масштаба. К мировому отнесем встречу президентов В. Путина и Д. Байдена – вчера, 16 июня, завершилось рандеву. В прошлом пресс-обзоре мы, «ТП», заметили: дескать, все закончится разговором в пользу бедных. Похоже, к подобному выводу пришла и правительственная газета «Вашингтон пост»: 

«Предстоящее совещание несет в себе огромный риск для Байдена. Путин – сильная, властная личность, и он хитер. Мы пока что не видели этих качеств в Байдене. У него есть все шансы поставить себя в неловкое положение. В принципе, он в это положение уже попал. 

Российский лидер знает, что даже собственные сотрудники по связям с общественностью не доверяют Байдену участвовать в не подготовленных заранее интервью, даже с подобострастной прессой. Не сомневайтесь, что по итогам саммита российская команда потребует длительного совместного интервью, которое вряд ли пойдет на пользу американскому президенту. Путин будет рад поставить коллегу в оборонительную позицию... Сложные вопросы, случается, провоцируют Байдена – невоздержанный ответ может привести к катастрофическим последствиям». 

Такой был прогноз. Подождем. Завтра-послезавтра ежедневные газеты выложат детали разговора тет-а-тет. Ничего хорошего не ждем. Но будем надеяться на лучшее. 

Нет, грустно все на белом свете. Кто бы нас маленько развеселил? Конечно, газета «Литературная Россия». Издание приводит письмо своего читателя: 

«Понадобились мне конверты с марками. Где их можно приобрести? Ринулся в ближайшее почтовое отделение. Оказалось, конверты выдают только в одном специальном окошечке. Занял туда очередь. И когда меня оператор вызвала, я глазами упёрся в шпроты. Да, вся витрина была заставлена шпротами, да не простыми, а с наклейками: «За Родину!» 

Что сие означало, я так и не понял. Но вышедшая начальница заявила, она всего лишь выполняет указания большого руководства, мол, ей даже прислали по этому поводу соответствующую инструкцию. Но, оказывается, не все инструкции можно показывать населению. 

Я и не знал, что у «Почты России» существуют тайны от своего народа. 

Получается, что почта впаривает нам вместо конвертов патриотические шпроты втихаря. Или не так? 

Вопрос: а зачем правительство не так давно назначило новым руководителем «Почты России» Максима Акимова? Чтобы расширить торговлю сникерсами, носками, трусами и мало аппетитной килькой? Разве в этом задача почты?» 

Неужели и у тюменских почтарей дело поставлено точно таким же образом? Если так, то это смешно. 

Юрий МАШИНОВ


50388