МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

ПРЕСС-ОБЗОР 

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН, ДОЛЖНО БЫТЬ, ВЕРТИТСЯ В ГРОБУ 

Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) отстранил сборную России от участия в зимних Олимпийских играх в Южной Корее. Спортсмены, доказавшие, что не применяли допинг, смогут соревноваться под нейтральным флагом, и, в случае выигрыша, им не положен гимн. 

Заседание исполкома проходило в Лозанне (Швейцария). Решение принималось на основе выводов, сделанных двумя комиссиями: Дениса Освальда и Самуэля Шмидта. Первая занималась перепроверкой допинг-проб участников Олимпийских игр в Сочи (в ноябре у сборной России отобрали 10 медалей, лишив первого места в общекомандном зачете). 

Вторая расследовала причастность сотрудников Министерства спорта РФ к возможному сокрытию положительных допинг-проб. В итоге, Олимпийский комитет России (ОКР) дисквалифицирован по решению исполкома МОК. А всем чиновникам из Министерства спорта отказано в получении аккредитации на Игры в Пхенчхане.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ 

Заседание исполкома началось утром. «Российской вопрос» отложили на вторую половину дня, а вердикт объявили в 21.30 по московскому времени. Выносили его 15 человек. 

Томас Бах (Германия) – президент МОК. Юй Цзайцин (Китай) – вице-президент МОК, вице- президент Ассоциации национальных олимпийских комитетов. Хуан Антонио Самаранч-младший (Испания) – вице-президент МОК, первый вице-президент Международной федерации современного пятиборья. Угур Эрденер (Турция) – вице-президент МОК, президент Олимпийского комитета Турции, член исполкома WADA, глава медицинской комиссии МОК. Анита Дефранц (США) – вице-президент МОК. Гунилла Линдберг (Швеция) – генеральный секретарь Ассоциации национальных олимпийских комитетов. Джан-Франко Каспер (Швейцария) – президент Международной федерации лыжных видов спорта (FIS). Анджела Руджеро (США) – председатель комиссии спортсменов МОК. Сергей Бубка (Украина) – вице-президент Международной федерации легкой атлетики (IAAF). Хуан Мы Мянь (Сингапур) – президент Олимпийского фонда Сингапура. Вилли Кальтшмитт Лухан (Гватемала) – член исполкома Международной конфедерации бейсбола и софтбола. Робин Е. Митчел (Фиджи) – член совета учредителей WADA. Николь Хувертс (Аруба) – постоянный секретарь Совета министров Арубы. Денис Освальд (Швейцария) – глава специальной комиссии МОК, расследующей российское допинговое дело. Кристоф Де Кеппер (Бельгия) – генеральный директор МОК. 

Как говорится, доработались. В ключевом органе Международного олимпийского комитета нет ни одного российского представителя! 

Про предпочтения примерно половины из членов исполкома просто ничего неизвестно, равно как и о них самих. Прогнозируя позиции тех, кто все же их демонстрировал, требовалось соблюдать осторожность. Вот, допустим, Денис Освальд, чья комиссия так яростно защищала выводы Ричарда Макларена, еще в прошлом году – до того, как был назначен руководителем комиссии, – считался «другом России». 

По этой же причине вряд ли следовало записывать в друзья Джан-Франко Каспера, хотя президент Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) уже многократно призывал не допустить того, чтобы страдали интересы «чистых» спортсменов. 

И воспоминания о том, как за несколько дней до летней Олимпиады в Рио исполком решительно – «почти единогласно», по словам Томаса Баха,– отверг применение к сборной России принципа «коллективной ответственности» и, по сути, зажег перед ней зеленый свет, не должны греть душу. 

Ситуация в декабре 2017-го кардинально отличается от ситуации в июле 2016-го, когда против российского спорта «играла» лишь первая из двух частей доклада Ричарда Макларена, а МОК еще не придумал этой своей идеи с двумя спецкомиссиями, в результате обострившей кризис. Да и состав исполкома полтора года назад был совсем иным, предостерегал «Коммерсантъ». 

СЦЕНАРИИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ 

В России готовились к любому развитию событий. Один из вариантов – повторение сценария летней Олимпиады 2016 года, когда исполком МОК возложил решение о допуске россиян до соревнований на спортивные федерации, ориентируясь на рекомендации Всемирного антидопингового агентства (WADA). В легкоатлетическую сборную не допустили до них почти в полном составе. 

16 ноября 2017 года WADA отказалось восстановить в правах Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), обе стороны подчеркивали: речи о не допуске спортсменов до зимних Игр не идет, напоминает «Москва 24». 

Не исключалось, что до Олимпиады-2018 решат допустить «чистых» спортсменов. На этом, в частности, настаивали национальные Федерации хоккея Соединенных Штатов, Канады, Финляндии и Южной Кореи (отказ от участия российской сборной лишает олимпийский турнир смысла и сулит организаторам серьезные финансовые потери). 

К самому оптимистическому сценарию развития событий изначально относились с сомнением. «Я, как любой русский человек, воспитанный на русских сказках, жду чуда. Чудо в решении МОК будет означать снятие с России и спортсменов всех надуманных обвинений. Чуда, конечно, не произойдет», – признавался глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев. 

ЯВЬ 

В начале ноября The New York Times со ссылкой на источники сообщила, что МОК может допустить Россию до ОИ на особых правах, запретив ей участвовать в открытии Игр и исполнять национальный гимн. В международном комитете эту информацию опровергли, а в Москве назвали подобный сценарий «унижением для страны». 

Томас Бах призывал «не оказывать давление» на исполком МОК в преддверии решающего заседания. Он подчеркивал, что речь идет и об истории с Играми в Сочи, и о целостности олимпийского движения, «о том, что происходило на Олимпийских играх и в антидопинговой лаборатории, что случилось с медалистами». «Мы должны держать это в голове, когда я говорю о том, что мы примем справедливое решение». 

В реальности произошло ровно то, о чем написала The New York Times. МОК временно приостановил членство Олимпийского комитета России вместе с ее главой Александром Жуковым. И отстранил сборную РФ от участия в ОИ-2018. «Чистые» спортсмены смогут выступить на Играх только в качестве независимых участников, без флага и гимна. 

Зампреда Российского правительства Виталия Мутко и бывшего замминистра спорта Юрия Нагорных пожизненно отстранили от посещения Игр в качестве официальных лиц. Дмитрий Чернышенко исключен из координационной комиссии Олимпийских игр в Пекине 2022 года. 

Помимо этого, МОК потребовал российскую сторону компенсировать расходы на расследование допинговых нарушений, общая сумма которых составила 15 миллионов долларов. 

Другими словами, страна не только унижена, ей предложили унижение оплатить. 

КАК ДОКАТИЛИСЬ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?! 

События, в результате которых Россия лишилась 10 медалей домашней Олимпиады и оказалась в подобном положении перед Пхенчханом, начали разворачиваться еще в декабре 2014 года. Тогда все внимание боссов российского спорта было приковано к проблемам с пополнением зарплатной карты Фабио Капелло, в то время главного тренера национальной сборной по футболу. Вскоре ситуацию осложнил обвал рубля. Дополнительным раздражителем был не самый удачный старт в квалификации Евро-2016. В общем, тогдашний министр спорта Виталий Мутко не сразу заметил документальный фильм на немецком телеканале ARD, заставивший мир заговорить о государственной поддержке допинга в России, припоминает «Lenta.ru». 

Гораздо быстрее на расследование, посвященное систематическому применению допинга российскими легкоатлетами, отреагировали все компетентные международные организации – Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF), Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и Международный олимпийский комитет (МОК). 

Дело приобрело серьезный оборот. С российской стороны разбирательством занялись национальное антидопинговое агентство РУСАДА и Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА). В феврале 2015-го ВФЛА подала иски к автору фильма Хайо Зеппельту, редакции показавшего ленту телеканала ARD и героям документальной ленты Виталию и Юлии Степановым. 

Тяжба, вы будете смеяться, велась не в Германии (по месту расположения телеканала), а в судах Самары и Челябинска (по месту прописки российских фигурантов) и растянулась на десять месяцев: ответчики просто не явились в суд. В итоге, Басманный суд признал изложенные в фильме сведения не соответствующими действительности. 

Естественно, на Западе на этот, по сути, бесполезный процесс не обратили внимания, да и к тому времени битва оказалась проиграна. Нанятые WADA юристы сполна отработали солидный бюджет. 

Наученная горьким опытом Россия обратилась к услугам международных юристов, как говорится, не прошло и трех лет! Они будут защищать честь российских спортсменов в иностранных судах. Но дело это небыстрое. 

Сейчас чиновники взяли паузу, видимо, ждут, что скажет Путин. Портал «Русская Планета» провел опрос. Среди ответов первые три разместились довольно плотно. Вариант «нет, хватит это терпеть!» набрал 36,5% . Второе место занял ответ «да, только если допустят всех» с 28,4%. Вариант «да, в любом составе» собрал 24,9% голосов. Болельщики, придерживающиеся этого мнения, намерены «бороться во что бы то ни стало». «Повернуться спиной и послать всех куда подальше – вариант самый простой и не всегда умный». 

Формально МОК оставляет право выбора за самими спортсменами, решение, по словам Александра Жукова, будет обсуждаться на Олимпийском собрании 12 декабря. Однако по факту это будет политическое решение, ребята из WADA и МОК сказку сделали былью. Как заметил один из тренеров, Пьер де Кубертен, должно быть, вертится в гробу. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./


34839