АКТУАЛЬНО 

В Советском Союзе, особенно на ранних его этапах, наставничество на предприятиях было в чести. Причём материально поощрялось. Опытные мастера своего дела помогали молодым рабочим, выпускникам профтехучилищ постигать тонкости профессии. Те, подрастая, тоже становились наставниками. Такая эстафета была гарантом профессионализма трудовых коллективов и успешной производственной деятельности. Хорошая традиция была забыта.

Время показало: незаслуженно. Двадцать первый век считают веком цифровых технологий, роботизации. Однако хорошие работники (не только рабочие, но и инженеры) по-прежнему нужны. Более того, их не хватает. Руководители признаются: проще купить новое оборудование, чем найти или подготовить квалифицированных сотрудников. Но кто посвятит молодёжь во все тайны профессии? Старые профессионалы уходят на пенсию, а заменить их некому. Институт наставничества приказал долго жить. Канули в Лету и когда-то хорошо зарекомендовавшие себя ПТУ и ФЗУ. Теперь они называются колледжами и лицеями. Названия изменились, а соответствующие времени учебные программы внедряются медленно. Не все одобряют и систему подготовки технических специалистов в высшей школе. 

Чтобы возродить наставничество как движение, нужны соответствующие законы. Об этом ещё четыре года назад говорил Президент России, позднее был разработан проект «Развитие системы наставничества на предприятиях и в организациях России». Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских стал инициатором движения «В защиту человека труда». Стали проводиться конкурсы рабочих профессий. Движение вышло за рамки округа. Вопрос о наставничестве актуализировался. 

И настолько, что в ноябре в Тюмени прошёл первый открытый всероссийский конгресс наставничества. Темой его стали лучшие практики наставничества на предприятиях страны. Обсуждались вопросы производительности труда и кадровой безопасности. Мероприятию было отведено два дня. Организаторами выступили Тюменский деловой клуб, Центральный институт труда (Екатеринбург) при содействии правительства нашей области, Тюменской областной Думы и Торгово-промышленной палаты ТО, а также объединения работодателей Тюменской области. В конгрессе приняли участие 15 российских регионов, среди которых представители крупнейших компаний и ведущих вузов страны, а также федеральных министерств и органов власти. Активным участником конгресса была компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». 

Модератором крупнейшего мероприятия – панельной дискуссии – выступил депутат Государственной Думы РФ Андрей Ветлужских. Открывая полемику, главный федеральный инспектор по ТО Андрей Руцинский подчеркнул: «Никакая профессия не может развиваться без передачи опыта и знаний. Несмотря на то, что сегодня внедряются современные информационные технологии, непосредственное влияние опытного мастера на молодого человека, избравшего ту или иную профессию, заменить нельзя. Примечательно, что движение вновь возникло не по указке сверху, а от производственников». Участники обсудили пути возрождения наставничества на предприятиях и в организациях России. Отметили, что «разовые акты» передачи знаний и навыков от опытного работника к начинающему есть на каждом предприятии, в каждой организации; без этого предприятие просто не может нормально развиваться. Однако при этом в стране «отсутствует централизованная система, как институт наставничества, которая обеспечивает предприятия и организации лучшими примерами влияния наставничества на рост производительности, лучшими методиками развития систем наставничества, внедряя которые, предприятия получали бы прорывные результаты и в управлении персоналом, и в повышении эффективности производства. Сегодня каждое предприятие, организация развивают свои системы наставничества, как умеют. Часто – никак не развивают, довольствуясь поддержанием адаптивных функций системы». Почему так сложилось, и что должно сделать государство, общественные организации, профессиональные союзы и сообщества для возрождения института наставничества как инструмента повышения результативности управления и производства, было изложено в резолюции конгресса. 

Параллельно работало несколько секций. Здесь обсуждались проблемы и лучшие практики наставничества на российских предприятиях, кадровый резерв как профессиональная команда страны. Пришли к мнению: нужна единая дорожная карта, определяющая приоритеты развития системы наставничества на предприятиях и в организациях России. Почти все они сталкиваются с отсутствием примеров лучших практик наставничества, которые можно взять за основу, хотя проект «Развитие системы наставничества на предприятиях и в организациях России» действует почти год. На сегодня он получил поддержку со стороны руководителей крупнейших регионов России, отраслевых и профессиональных союзов, ассоциаций и объединений. Лучшие практики наставничества уже есть на Урале. Так называемый «Башкирский опыт» был представлен на секциях. Есть надежда, что конгресс даст ход этому опыту, и наставничеству в целом, по всей стране. 

Отсутствует и методическое обеспечение развития систем наставничества на рабочем месте. По большому счёту, разработкой методик построения и развития результативных систем наставничества в России не занимались с 1940 года, когда был упразднен Центральный институт труда (ЦИТ). Представленные на конгрессе практики наставничества рекомендованы для сборника этого института. В резолюцию включены мероприятия, направленные на выявление и консолидацию лучших практик, разработку на их основе методик развития систем наставничества. 

Когда обсуждали кадровый резерв, выяснилось: наставники нужны не только рядовым работникам предприятий и организаций, но и начинающим руководителям. И не только на производстве, но и в сфере здравоохранения, образования, науки, а также исполнительной власти и правоохранительных органов. Перспективный метод связан с технологией непрерывной подготовки руководителей, организаторов систем наставничества и подготовки наставников на рабочем месте. На сегодня одна из самых востребованных в мире методик обучения на производстве (подготовки наставников) – это TWI. Опыт, полученный за 60 лет применения её на предприятиях самых развитых экономик мира, востребован и в России. Об этом рассказали в своих презентациях представители предприятий. Они поведали о том, как выстроить с помощью этой методики поток квалифицированных кадров, предотвратить потерю ключевых и уникальных знаний и навыков, добиться улучшения операционных показателей. В резолюцию конгресса были включены предложения, направленные на формирование единой (федеральной, региональной, отраслевой) системы подготовки руководителей с применением современных методик наставничества. 

Разработка нормативных актов, регламентирующих процесс наставничества на предприятиях, обсуждался на специальном семинаре. А образ наставника – на форсайт-сессии. В рамках конгресса состоялись также мастер- классы и тренинг, посвящённые опыту «Пермского наставничества» и инструментам разработки эффективной системы наставничества на предприятии. На круглом столе «Наставничество в образовании» участники ознакомились с «Уфимским опытом». Обучающий семинар «Наставники: не рядом, а вместе» был ориентирован специально на руководителей тюменских предприятий. В заключение конгресса участники побывали на презентациях открытых и готовящихся к открытию федеральных и территориально-отраслевых центров подготовки наставников на производстве. 

Мила ГУРЕУ