«ГОВОРИТЬ НЕ МОГУ, ПЕРЕДАЮ ФЛЕШКУ» 

ПРЕСС-ОБЗОР 

ИНТЕРНЕТ ЗУБОСКАЛИТ НАД ТЕЛЕКАДРАМИ ВСТРЕЧИ «АГЕНТА ТРАМПА» И ПОЛКОВНИКА ПУТИНА 

10–11 ноября лидеры Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) провели юбилейную, 25-ю, встречу. На этот раз хозяином саммита была Социалистическая Республика Вьетнам. 

Из экономик Тихоокеанского региона в АТЭС не представлены только КНДР, Колумбия, Эквадор, страны Центральной Америки, расположенные между Мексикой и Южной Америкой, а также микроскопические островные государства – все остальные представлены, что и делает АТЭС одной из ведущих площадок мира. 

И как раз в этой сфере на юбилейном саммите произошли серьезные подвижки. Прежде всего приехавший в Дананг в рамках своего многодневного тихоокеанского турне – Япония–Корея–КНР–Вьетнам–Филиппины – президент США Дональд Трамп подтвердил свой отказ не только от проекта Тихоокеанского торгового партнерства (ТТП), но и от многосторонних экономических договоров в принципе. 

Правда, формат сохранен (без смены США на КНР в качестве лидера), и это делает Тихоокеанское партнерство еще более привлекательным для участников, позволяя объединить усилия против финансово-экономического доминирования, как Вашингтона, так и Пекина. Для тех же Японии и Южной Кореи подобное развитие событий – подарок судьбы, позволяющий в обозримом будущем осуществить перезапуск собственных экономик. 

Понятно, что в любых двусторонних межгосударственных переговорах, приверженцем которых объявляет себя 45-й президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, его страна по умолчанию будет иметь преимущество перед партнерами, даже в случае с Китаем. Но здесь важно, что остальные участники ТТП после отказа США от участия в этом формате не последовали их примеру и, несмотря на все трудности, сохранили данный формат, отмечает «Федерал пресс». 

Так что в целом успешная монетизация глобального лидерства США, которую сейчас осуществляет Дональд Трамп, в перспективе опасна для самой Америки: лидерство – такой товар, который легко продать, но потом не купишь ни за какие деньги. 

А теперь обо всем по порядку. Лидеры стран АТЭС, в отличие от приехавших накануне журналистов, прибыли наутро. Владимир Путин колебался перед поездкой. Единственной веской причиной была встреча с президентом США. И если бы Дональд Трамп сам не анонсировал предстоящие переговоры с российским лидером, то, скорее всего, на вьетнамский курорт отправился бы премьер-министр Дмитрий Медведев. Он уже заменял президента на саммите АТЭС и кроме того вскоре сам поехал в Восточную Азию. 

Но Трамп сказал: «Путин очень важен» и очертил общие темы: ситуация в КНДР, Сирии и на Украине. В Кремле отозвались в тон, сообщает Lenta.ru, напомнив, что и они стремятся к сотрудничеству, и даже почти подтвердили предстоящую полноценную встречу. 

А дальше началось странное. Проведя десять часов в самолете на пути к Данангу, Владимир Путин прибыл вовремя. Путь Дональда Трампа был значительно короче, он прилетел из Китая, где завершил большое азиатское турне. Но к началу саммита опоздал. 

Картина его прилета, когда президент США до странности долго, держась левой рукой за перила, спускается по трапу, вызвала в пресс- центре сверхъестественное, лихорадочное оживление. 

На встрече лидеров экономик стран АТЭС с членами Делового консультативного совета Дональда Трампа нет, Владимир Путин есть. Предположения насчет того, что президенты России и США могут встретиться уже там, идут, таким образом, прахом. 

Российская делегация едет на двусторонние переговоры: у Владимира Путина запланированы встречи с президентом Филиппин Родриго Дутерте, с премьер- министром Японии Синдзо Абэ, с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом… 

Журналисты спрашивают пресс-секретаря Дмитрия Пескова, будет ли встреча с Дональдом Трампом, Песков отвечает, что «от американских коллег поступает противоречивая информация». 

Министр иностранных дел Сергей Лавров, которого журналисты уже порядком достали, а, по-видимому, окончательно доканал подбежавший к нему с микрофоном наперевес мальчик с одного из федеральных каналов, переходит с дипломатического языка на русский: «Чего меня спрашиваете?! Спрашивайте у Трампа!». 

Тем временем из американского лагеря доносится информация, что Дональд Трамп, оказывается, не планирует встречаться с Владимиром Путиным, российская сторона сдержанно комментирует в том смысле, что терпеливо ждет новостей, подтверждающих эту новость. 

Журналист «Коммерсанта», имеющий привычку работать изнутри, в разговоре с одним из членов российской делегации узнает, что на самом деле произошло. Встреча готовилась, и долго, и оставалось только решить, где и во сколько она произойдет. Тут все и рухнуло. Американцы предложили провести переговоры на их территории, в их резиденции и назвали единственно приемлемое для них время. 

– А это, конечно, хамство, – говорил собеседник. – По всем протоколам встреча должна быть на нашей территории: в последний раз, на G20 в Германии, мы тоже приезжали к ним. И время они предложили очень неудобное. Мы сказали, что надо поискать еще варианты... 

Так обычно и происходит… Сегодня вечером прием и ужин, который закончится в 22 часа. Так вот, мы готовы были встречаться сразу после ужина и говорить хоть до часу, хоть до двух ночи. Предложение проигнорировано. В силе осталось только одно предложение, самое первое: их территория, их время. 

– И что же вы? – нетерпеливо спрашивает журналист, размышляя на ходу. – Не лучше ли было забыть обо всех дипломатических условностях, приехать да и встретиться, а там – сказать все, что накипело… 

– Ничего, – собеседник пожимает плечами. – На этом все и закончилось. Может, встретятся завтра… Но завтра и времени- то просто нет… Но хотя бы поздороваются, может, за ужином перекинутся парой слов… Не исключено полностью, конечно, что сами в последний момент договорятся. Хотя это вряд ли… 

Тем временем Владимир Путин без хлопот встретился с японским премьером Синдзо Абэ. И надо было видеть, как через ступеньку японский премьер взлетел на второй этаж, живописует «Коммерсантъ». Путин уже минуту ждал его в переговорной комнате, и Синдзо Абэ, видимо, очень не хотел, чтобы российский президент ждал. 

Через час у Владимира Путина была встреча с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом. Далее всех ждали на церемонии фотографирования в национальных костюмах. Такой церемонией саммиты АТЭС помнятся людям. 

Кроме того, эти саммиты интересны огромным количеством двусторонних встреч, среди которых встреча Владимира Путина и Дональда Трампа была, конечно, главной, даже не состоявшись в полном формате. 

Дональд Трамп к этому времени проигнорировал уже и второе официальное мероприятие АТЭС: кроме утренней встречи глав экономик стран АТЭС с членами Делового консультативного совета он не пришел на вечернюю встречу глав АТЭС с лидерами АСЕАН. И теперь его ждали хоть где-нибудь. 

На фотографировании Владимир Путин и Дональд Трамп оказались рядом. Путин пришел раньше и стоял в первом ряду. Трамп подошел, поздоровался первым, пожал руку, даже приобнял, что-то сказал, потом еще что-то… Таким образом, положение, уже почти ставшее нелепым, было несколько подправлено. Интернет, обсуждая облетевшие мир кадры, разразился издевательствами типа: «Говорить не могу, передаю флешку». − «Благодарю за службу, агент Трамп». А что на самом деле значили эти внезапные знаки внимания? Да ничего! Американский президент просто был любезен с российским. 

В ходе саммита АТЭС Владимир Путин и Дональд Трамп лично общались как минимум трижды, демонстрируя друг другу неизменное расположение и отсутствие каких-либо коммуникативных проблем. Одним из свидетельств тому стало подписание совместного меморандума по Сирии, подготовленного Сергеем Лавровым и Рексом Тиллерсоном. 

Настроение в российской делегации изменилось. Перед журналистами Владимир Путин появился в приподнятом расположении духа. Он быстрым шагом вошел в столовую гостиницы «Интерконтиненталь», которую по случаю превратили в пресс-центр, и без предисловий приступил к вопросам. Главный из них был, конечно, о Трампе. 

– Ничего страшного не произошло. Мы поговорили в ходе саммита, согласовали совместное заявление по борьбе в Сирии, – сказал Путин. 

В этом документе, оперативно опубликованном на сайте Кремля, оба лидера «подтвердили свою решимость» нанести поражение «Исламскому государству», выразили удовлетворение усилиями по предотвращению опасных инцидентов между американскими и российскими военными и договорились поддерживать военные каналы связи. 

– Борьба будет продолжена! – решительно заявил Путин. 

Однако, несмотря на эту договоренность, которую в Кремле назвали результатом успешной работы, российский президент привычно критиковал США за двойные стандарты. 

– У них там свобода слова поднималась на щит как светоч демократии, – с легкой иронией заметил он. А затем попенял на то, что телеканал Russia Today прижимают и вынуждают стать иностранным агентом. – А как же тогда ваша хваленая свобода слова?! 

Путин поругал ставшую уже привычной антироссийскую риторику в Штатах. Недавно, например, Politico сообщило о том, что американским следователям удалось установить имя женщины, выдававшей себя за племянницу российского президента и пытавшейся помочь политикам из США во время избирательной кампании. 

– Бредни какие-то! О связях каких-то моих родственников с представителями администрации я узнал только вчера от господина Пескова. Не знаю об этом ничего. Ровным счетом вообще ничего! 

Высказав недоумение по поводу того, что происходит в американской политике, лично о президенте США Путин отзывался с уважением: «Воспитанный, доброжелательный и комфортный в общении человек». «Только общения этого мало, – прямо сказал Путин, – хватает на то, чтобы хоть немного вывести российско- американские отношения из кризиса». 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 


34577