УДАЛОСЬ ЛИ ОСЧАСТЛИВИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?

КАК ЭТО БЫЛО

О событиях 1917 года, по свидетельствам историков, мы знаем в основном из трудов большевиков. Разумеется, победители писали ту историю, которая устраивала новую власть. Установить же истинную картину событий того времени порой непросто. 

Революция на Ямал пришла с опозданием почти на год. Причиной тому послужила специфическая транспортная сеть округа. Грунтовые дороги практически отсутствовали. Единственный путь передвижения в то время – реки. Регион был отрезан от европейской части России. 

Зажиточные ямальцы составляли примерно 5-7% от всего населения округа. Это были купцы и рыбопромышленники. Явных революционных настроений, в отличие от Санкт-Петербурга, Москвы и юга страны, в тот момент не наблюдалось. 

Советская власть устанавливалась в Арктическом регионе с 1918-го по 1922 годы. В это время здесь произошло достаточно мощное и кровавое восстание. Народ выступил против продразверстки. Под натиском повстанцев большевики ретировались. Но вскоре, хорошо вооружившись, вернулись назад и уже окончательно закрепились в северном крае. Началась политика отъема излишков у крестьян. В комиссию по изъятию часто попадали люди не очень высоких моральных качеств, поэтому в отношении экспроприации царил произвол. 

"Большевики сделали упор на ханты, ненцев – на всех, кто зависел от купцов, которые обманывали и обсчитывали народ. Из- за отсутствия в то время у коренных народов письменности сейчас сложно судить об их истинных чувствах. Как писала большевистская печать, аборигены Севера поддержали революцию. Противниками новой власти были зажиточные оленеводы и шаманы", – рассказывает Герман Бардин, старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории ГБУ "МВК им. С. Шемановского». 

Известно, что большевики опирались на своих ставленников, специально отправленных на Ямал с Большой земли. На их сторону также встали ссыльные, которых революция застала здесь. По словам историка, массовых репрессий в Арктическом регионе не было, случались лишь частичные перегибы. Массово пострадали Тобольск и Тобольская губерния, Березово, Обдорск. Кочевое население установление новой власти затронуло в меньшей степени. 

Есть и другая точка зрения. Краевед, полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин утверждает, что коренные народы Севера были насильственно втянуты в новые отношения. В революционных событиях тундровики старались не участвовать, так как не понимали их суть. Тем не менее спустя всего несколько лет после прихода к власти большевики принялись уничтожать аборигенов. Прежде всего шаманов. Но перед этим не преминули воспользоваться их практикой. 

Считалось, что северные шаманы владеют кодом бессмертия и эликсиром молодости. Из рассекреченных документов достоверно известно, что сам нарком Генрих Ягода распорядился доставить в Москву всех ямальских и югорских шаманов. Днем их катали в метро и на аэроплане, а ночью вывозили на правительственную дачу НКВД, где шаманы восстанавливали здоровье чекистской верхушки, в частности – мужскую силу. После того как они закончили камлание, их обвинили в антисоветской деятельности, сфабриковали дела и по выдуманным обвинениям расстреляли. 

Новая власть, считает Бардин, принесла аборигенам больше пользы, чем зла. На Ямале начинают развиваться экономика, медицина, культура, а у коренного населения появляется алфавит. 

По мнению Александра Петрушина, хотя революция на Ямале случилась позже, чем в крупных городах России, она была не менее жестокой. Сам округ всегда был местом политической ссылки. До 1917 года туда отправляли борцов против царского режима. Кстати, многие ссыльные стали лидерами вооруженных выступлений. В советское время на Север начали высылать противников Советской власти. В 1929- 30-х годах Ямал становится массовой крестьянской ссылкой. Затем была ссылка времен Великой Отечественной войны. Разумеется, пострадали коренные жители Ямала за участие в сфабрикованных "антисоветских" восстаниях. 

Напрашивается вопрос: так ли уж был необходим большевикам Ямал с его электоратом? Здесь точки зрения также разнятся. Позиция Германа Бардина: Ямал большевики рассматривали как территорию для торгово- обменных операций. Уже тогда речь шла о выходе к Карскому морю как стратегической магистрали. С приходом советской власти в северный край начались денежные вливания. Александр Петрушин настаивает, что большевики не имели четких планов насчет Ямала. Они грезили идеей о мировой революции. За счет российских, в том числе и ямальских, ресурсов мечтали устроить революцию в Восточной и Западной Европе, чтобы осчастливить все человечество. 

Виктория АХРЕМЧУК 

 


34483