ПРЕСС-ОБЗОР
ВЛАДИМИР ПУТИН СКОМКАЛ ПАНЕЛЬНУЮ ДИСКУССИЮ
Седьмой Инвестиционный форум «Россия зовет!», организованный банком ВТБ, стал рекордным по числу иностранных участников. В этом году в Москву приехали почти 500 инвесторов из Европы, США, Азии, Африки, стран Ближнего Востока и Латинской Америки.
Главным спикером обычно является Владимир Путин. Многие из присутствующих подняли вверх смартфоны, дабы записать выступление. Между тем Путин опять говорил о выходе из стагнации. Объем ВВП растет уже четвертый квартал подряд. Со второго квартала – рост выше 2%. Президент извинился, что повторяется. Но он делает это с удовольствием.
Прирост реальных зарплат за три квартала составил 2,5%, «но население на себе это чувствует с определенным лагом». По итогам года инфляция будет ниже целевого показателя в 4%. Сейчас за 9 месяцев она составила 2,7%. Глава государства одобряет осторожность и взвешенную позицию Центробанка.
«Все центральные банки, все регуляторы – во всех странах мира, которые таргетируют инфляцию, проявляют такую чрезмерную, на первый взгляд, осторожность, и, думаю, она в известной степени оправдана, потому что рисков пока еще много. Для экономики с такой структурой, как наша, зависящей от сырьевого рынка, очень много угроз. Поэтому я прекрасно понимаю и в целом одобряю деятельность ЦБ, который ведет себя так осторожно», – сказал Путин.
В 2019 году не нефтегазовый дефицит должен снизиться до 5,9% ВВП, а общий дефицит – до 1% ВВП. По подсчетам президента, приток капитала за три квартала составил 23 млрд долларов – абсолютный максимум за 4 года.
Президент заявил о новом качестве российской экономики: «Важно, что российская экономика обретает новое качество, которого не было ещё год назад. Что это такое за новое качество, о чем мы говорим? Во-первых, динамика. Эта динамика опирается на расширение внутреннего спроса, на увеличение потребления и инвестиций. За январь-август поставки сельхозсырья выросли на 19,6%. Экспорт товаров сельхозназначения превысил экспорт вооружений».
«Аргумент свежий, но вот в пользу ли российской экономики? Если посчитать, сколько бюджетных средств в виде дотаций и субсидий вложено в АПК!» – шепотом замечает один из сидящих в зале.
«Кстати, в проекте бюджета на 2018–2020 гг. расходы на ВПК сокращаются – тоже спорный момент, если учесть, что оборонка в последние годы генерирует прирост валютной выручки», – откликается сосед.
Атмосфера на форуме заметно отличалась от той, что была в предыдущие годы. Праздничное оживление предпринимателей и экспертов, похоже, в прошлом. Форум протекает степенно, разговаривают полушепотом.
В зале наверняка были эксперты, которые скажут, что технологические изыски ВПК пора бы уже как-то внедрять и в гражданскую продукцию: те же две последние модели Lada, с точки зрения дизайна, уже не отличишь от импортных машин – сделай их надежными, как японские автомобили, и они захватят дешевую нишу отечественного рынка.
Тем временем президент отмечает, что «социальная стабильность в стране нужна не только государству, но и инвесторам».
«Любая страна мира – и Россия в том числе – заинтересована в социальной стабильности. Кстати говоря, и экономика в этом заинтересована, и инвесторы в этом заинтересованы», – сказал Путин.
Как и предполагали участники форума, президент уехал сразу после доклада, проигнорировав дискуссию с участниками пленарной сессии. А за ним – и почти весь первый ряд.
После Владимира Путина слово взял глава Лондонской фондовой биржи Ксавье Роле. Ему в первую очередь нужно было успокоить сотню российских компаний, которые торгуют акциями на британском рынке, что «Brexit не ударит по эмитентам». Роле рассказал про новые рубежи и управление рисками.
Вопрос модератора, председателя правления ВТБ Андрея Костина, про Brexit: как он скажется на глобальной финансовой системе? Роле пожаловался, что событие невозможно повернуть вспять: «Политические решения преследует различные цели и задачи, но взаимосвязи Британии с ЕС и Россией сохраняются, Лондонская биржа взаимодействует с Шанхайской биржей, и это полезно для инвесторов. Несмотря на сложность переговоров по Brexit, данная модель сохранится».
Большие банки и инвесторы сохранят все возможности, которые открывает Лондонская фондовая биржа, заверил Роле.
Генеральный директор египетского OCI N. V. Нассеф Онси Савирис, младший из трёх сыновей известного предпринимателя Онси Савириса, который, по версии журнала Forbes, входил в тройку богатых людей Египта, был оптимистичен. Он заявил, что рост экономики РФ темпами выше 2% ВВП в год возможен в самом ближайшем будущем, а потенциал работы на российском рынке им оценивается высоко.
Несмотря на затянувшееся урегулирование вопроса с возобновлением авиасообщения, отношения между Россией и Египтом развиваются неплохо, особенно в части торговли. Товарооборот в прошлом году вырос на $67 млн, составив $4,1 млрд. Египет остается крупнейшим импортером российского зерна.
Отвечая на вопрос об опыте работы в России, Нассеф Савирис сказал, что весь опыт работы его фонда в России «не давал повода удивляться». После такого ответа вопросов у присутствующих больше не осталось. И модератор Андрей Костин был вынужден завершить по сути не начавшуюся дискуссию, отмечает «Газета. ru», которая вела прямую трансляцию. То ли гости были из слишком разных сфер, то ли для диалога им не хватило присутствия Владимира Путина.
И вообще, как всё это понимать? Какой сигнал послан обществу? Задается вопросом политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе. Как всегда, есть полуофициальное простое объяснение со ссылкой на источники – президент и так много выступает в последнее время. Что касается экономики, была «Российская энергетическая неделя» с его участием, кроме того, только что прошел Валдайский форум, на котором разговаривали три с половиной часа. Нужно паузу взять.
Наблюдатели отмечали, что в зале не было Алексея Кудрина, тот в это время выступал на другом форуме. А ведь бывший министр финансов вроде бы подготовил экономическую программу для президента или все-таки не подготовил? Непонятно. Возникает неопределенность, а она, как известно, вредит инвестиционному климату.
Да и разговоры в правительстве насчет валютного регулирования «на время кризиса», о которых сообщают «Ведомости», оптимизма не добавляют: слово «регулирование» само по себе раздражитель. Вот уж с чем с чем, а с контролем у нас никогда проблем не было.
На самом деле Минфин предлагает внести существенные изменения в федеральный закон о валютном контроле, сделать серьезное послабление, объясняет экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов.
Речь идет о либерализации законодательства в этой сфере. Если мы откроем федеральный закон, то найдем там огромное количество ограничений для физических и юридических лиц по транзакциям за границу – так, основания для переводов все буквально прописаны. Для физлиц, в частности, есть ограничение – $5 тыс. в течение одного банковского дня.
Минфин предлагает все эти ограничения снять как для физических, так и для юридических лиц. То есть в период стабильности, в период спокойной обстановки все трансграничные операции должны совершаться без всяких ограничений, которые сейчас законом предусмотрены.
Это большой шаг вперед – российские граждане получат возможность переводить валюту, видимо, в неограниченных объемах, во все государства-члены Организации экономического сотрудничества или FATF.
В список стран, в которые можно будет переводить валюту, войдут 37 государств – в том числе Великобритания, США, Израиль, Бельгия, Австрия, Австралия. Но не попадает туда Кипр, который многих интересует с этой точки зрения – у граждан России счета именно там. А для стран, не входящих в этот список, остаются старые нормативы.
Далее, естественно, Минфин предлагает в случае кризисных явлений ужесточать законодательство о валютном контроле. Вернее, речь идет не об ужесточении – у нас и так принимаются достаточно жесткие меры, а о выработке критериев, которые бы позволили Центробанку и правительству принимать меры валютного контроля при наступлении кризиса, то есть только в особых обстоятельствах. Но, конечно, важны критерии, как определить, является ли явление кризисным?
На форуме «Россия зовет» заместитель министра финансов Владимир Колычев сделал разъяснение: речь идет о критериях, которые будут касаться оттоков капитала и вывода средств из банков. Введены определенные параметры по оттоку капитала, и если цифра приближается к этим уровням, значит, вводится ограничение или жесткие меры по продаже валютной выручки, ограничение на переводы в валюте, ограничение тех лиц, которые имеют доступ к валютным операциям.
Вопросов много – серьезно поговорить бы не помешало. Тем более инвесторы – народ непростой и любят внимание к себе. Рекордное количество иностранцев говорит об интересе к работе в России, но это еще не означает готовности вкладывать в нашу экономику, замечает «Lenta.ru».
Андрей Костин так оценил ситуацию: «Мы должны работать дальше над улучшением нашего инвестиционного климата, создания условий для инвесторов. Это должно быть важным элементом для развития нашей экономики. Хотя сказать, что западные компании полностью отказались от инвестиций в нашу экономику, будет неправильно. Мы знаем и работаем с теми компаниями, которые готовы развивать свой бизнес в России даже в той сложной международной ситуации, которая сегодня сложилась».
«Российский бизнес должен сконцентрировать свое внимание на нашем российском внутреннем рынке. Именно здесь должны происходить основные инвестиции российского бизнеса, и именно здесь существуют большие возможности для увеличения стоимости и получения прибыли. Я бы рекомендовал отечественному бизнесу усилить свою работу именно в России».
Призывы Андрея Костина, надо полагать, важны, но инвесторам нужны не призывы, а, так сказать, расшифровка. А она возможна только из уст Владимира Путина.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./