Творец вдохновенный…

Вслед за полувековым юбилеем Тюменской областной писательской организации ее председатель – поэт и прозаик Николай Денисов отмечает этой осенью личную круглую дату – семидесятилетие со дня рождения. А родом он из села Окунёво Бердюжского района, которое славится тем, что многие его жители пишут стихи – взрослые и дети, учителя и хлеборобы… В местном литературном музее, единственном – такого рода! – на всю область, выставлены произведения земляков, включая книги самого Николая Васильевича и других пишущих людей земли Тюменской.

Вчера было детство

Малой родине, детству и друзьям по тому периоду жизни посвящёны строчки из давнего Денисовского стихотворения «Заря вечерняя»:

Сколько лет прошагал я!
В селе без меня
Уже
целая жизнь пронеслась.

Ностальгические нотки и в сборнике документальных рассказов «На закате солончаки багряные». «Собственно, с детством своим человек не расстаётся всю жизнь, – отмечает писатель. – У меня эта линия проходит и в стихах, и в прозе: во многом написанное мной автобиографично.

По-прежнему много работаю, публикуюсь в периодике, выпускаю книжки. Каждая из них с чем-то связана. Прежде всего с человеком – на земле или в морских далях.. А, например, книга «Огненный крест» – о наших русских людях, живущих в эмиграции, в Латинской Америке, но сохранивших культуру, язык, традиции, душу свою. Встречаясь с ними (в Венесуэле, к примеру, трижды «гостил» подолгу), я убедился, что они интересуются судьбами России, её проблемами, бедами, им всё, что у нас происходит, очень близко и дорого.

В 2012-м в журнале «Наш современник» напечатана давно задуманная мной поэма «Граница», в которой одиннадцать глав – видимо, по мистическому совпадению соответствующих «порядковому номеру» месяца моего рождения. Поэма получила литературную премию журнала за прошлый год.

К 50-летию регионального отделения Союза писателей России издал новый сборник очерков, рассказов и стихов «В чистом поле», а совсем недавно увидела свет книга моих избранных поэтических творений «Планида».

Мастерство гранят….

Мой собеседник признается, что в самом начале творческого пути он, с юношеским наивом ожидавший чуть ли не немедленного признания своих первых рифмованных строк, услышал от старшего товарища по перу: мол, литература – дело спорное, а если есть Божья природная искорка таланта, то надо учиться и трудиться не покладая рук. Сказано это было на занятии литобъединения. И молодым сие было непонятно. Если есть дар, зачем, мол, пластаться, зачем пахать в поте лица?! А, как известно, даже чистый алмаз превращается в бриллиант лишь после долгих трудов гранящих его рук ювелира.

«Каждый из нас, пишущих книги, в свое время прошел школу писательства, мы своему ремеслу учились у старших мастеров слова, как правило, в литературных объединениях, – вспоминает Николай Васильевич. – Когда я жил в Ишиме, у нас было очень крепкое лито при городской газете «Ишимская правда». Оттуда вышло несколько профессиональных писателей.

А когда я сам учился в Литературном институте, у нас вели семинары известные крупные писатели, я бы сказал, авторитетнейшие. И для нас их слово – замечание или похвала – многого стоило. Соберемся, бывало, вокруг преподавателя, человек по 10-12, и обсуждаем стихи того или иного студента. То была большая школа».

Возвращая писателя к истокам его творчества, интересуюсь, как так все сложилось: обычный сельский парень из села Окунёво, из тюменской глубинки, и вдруг – Москва, Литинститут, престижнейший вуз, где «делают» элиту словесности. «Мне просто повезло, – считает Н. Денисов. – Хотя чуть ли не со второго класса рифмовал какие-то четверостишия, частушки сочинял, их же пел, играя себе на гармошке. Начал публиковать свои стихи в районной газете – так же будучи еще школьником. Однажды даже занял первое место в пионерском литературном конкурсе. Позже, когда учился в Голышманово в училище трактористов, купил в книжном магазине брошюрку Исаковского «О поэтическом мастерстве». Мне особенно запомнилось из брошюрки, что пишущий должен пропускать всё через собственное мироощущение, через душу, стараться доводить слово до смысловой точности, писать образно. Это стало для меня, начинающего поэта, важным, поворотным моментом».

«А потом была армия, – рассказывает поэт. – В 1962-м попал в Москву – на службу в Главный штаб Военно-морского флота СССР, в охрану Главнокомандующего флотом. Однажды, находясь в увольнении, отыскал на Тверском бульваре знаменитый Литинститут. В батальоне «отстукал» на пишущей машинке штабного писаря стихотворений двадцать и отправил их на творческий конкурс Литинститута. Конкурс прошел, хотя отбор был жесткий – 50 человек на место. Вскоре меня пригласили сдавать вступительные экзамены. Там тоже набрал необходимое количество баллов. Меня зачислили на заочное отделение (служба в ВМФ еще продолжалась), выдали студенческий билет и определили, как москвича, в семинар Льва Ошанина, известного поэта-песенника. Потом учился премудростям поэзии в семинарах Виктора Бокова, Михаила Львова, Егора Исаева.

Сладкая каторга

И все-таки насколько это случайно или закономерно – нахождение в писательской профессии? Почему человек обрекает себя на сей каторжный труд, становится, по сути, добровольным затворником?

«Кажется, Твардовский в свое время называл работу со словом каторгой, но – сладкой каторгой. Действительно, ты садишься за стол, перед тобой белый лист бумаги, ты не знаешь, что еще получится. Получилось, и ты пребываешь в состоянии удовлетворения, но недолгого…Ты уже понимаешь: чтобы написать хорошее стихотворение, интересный рассказ, нужен большой труд. Писательство ведь не только вдохновение, а прежде всего ремесло в лучшем смысле слова».

Магия слова

Спустя годы, уже зрелый мастер вдруг удивится самому себе, некогда сельскому пареньку, успевшему «пройти разнообразную закалку трудом». Он будто в машине времени перенесется в свою юность: «…Сенокосить умею, зароды метать – тоже, поймать ондатру и обработать снятую со зверька шкурку, умею поле трактором вспахать, стрежевой иртышский невод заводить на тоню, зимние невода, полные карасей или совсем порожние, тянуть из-под озерного льда, баржи разгружать, вздымая на спину тяжеленные ящики, нести по шаткому пристанскому трапу… И вот приглашен на работу в газету, поскольку пишу. И в тайной, не до конца осознанной цели, хочу писать не только репортажи, заметки, а и более весомое: настоящие стихи, поэмы, рассказы…».

Всё сбылось. Фокус лишь в том, что в юности человек осязаемо зрит свое будущее, а теперь до мельчайших подробностей погружается в то далекое прошлое.

Читатель наверняка насладится этой добротной прозой, которая нисколько не уступает в своей пронзительности поэтической строке одного и того же автора – Николая Денисова. Еще Константин Лагунов, признанный литературный аксакал Тюмени, отмечал: «Николай Васильевич проявил себя как незаурядный прозаик и как огненный публицист…».

…А гражданином быть обязан

Мне, современнику поэта, замечающему его яркий дар, истовое служение музе и обществу, интересно и признание московского поэта Валентина Сорокина, лауреата многих премий. «Талантливый, смелый и пронзительный поэт – Николай Денисов. Слова его родные и понятные. Строки стихотворений берут за душу, а строфы мгновенно уводят тебя прочитать стихотворение полностью. А прочитав, ты благодарно начинаешь размышлять над сказанным, над тем, что увидел, обдумал, нарисовал своим воображением и даром поэт. …Большой поэт. С его большим и мудрым миром. И сам автор в этом мире незаменим: он хозяин, он и певец, он и пример вдохновения и неколебимого служения истории и славе Отечества, просторам его неоглядным и солнышку его золотокрылому».

Николай Денисов с высоты своего писательского опыта утверждает: «Если человек пришел в литературу, надо отдавать себя ей полностью – только тогда чего-то достигнешь. И если ты пошел по этой стезе, то должен и в общественной жизни быть активным литератором, публицистом. Некрасов же неслучайно сказал: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». И Евтушенко верно заметил: «Поэт в России больше, чем поэт». В этом замечании тот же смысл: литератор, он же – трибун, общественный деятель. Это значит – быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг».

«Возвращаясь к теме творчества, скажу, опираясь на опыт: важно не «зацикливаться» на какой-то одной теме, а открывать для себя новые горизонты творчества, – продолжает поэт. – Как человек сельский я написал много лирики о деревне – теплой, нежной, о земле, о людях и прочее. Но невозможно это постоянно эксплуатировать. В детстве я мечтал стать моряком. И действительно, сходил в несколько далеких плаваний. Для меня это было собственное открытие мира – написал об этом стихи, прозу, документальные путевые заметки. Или, например, возможно ли было обойти вниманием наш Тюменский Север? Мы туда ехали, мы стремились. Из тех поездок у меня родилась поэма «Снега Самотлора», её заметили, издали в Москве и даже наградили премией комсомола.

Так уж устроен творческий человек – жизнь его обогащает».

Не вышибить из колеи

Человек, возглавляющий региональный писательский союз, должен львиную долю своего времени посвящать нуждам творческого сообщества. Порой отрываясь от собственно творческого процесса. А сегодня – не самые лучшие времена для людей пишущих. «Наш писательский союз живет с чувством какой-то неустроенности, – констатирует Н. Денисов. – Как и другие творческие союзы России, мы не столько живем, сколько выживаем, держимся на старой закваске, достижениях, да и на осознании того, что «эх, помирать нам рановато!». 191-15-2Власть, видимо, посчитала, что писатели и другие творцы стране не нужны, а потому отняла финансовую поддержку у творческих союзов. (Книгоизданию порой помогает). Но ведь должна же быть государственная политика, поощряющая интерес к настоящей литературе. Много ль сейчас увидишь телепередач, где героем дня был бы писатель-патриот. А ведь на том же тюменском телевидении, к примеру, когда-то существовала целая литературно-драматическая редакция! Ставили пьесы. Были передачи «Поэтический вторник», «Десять минут поэзии», «Премьера новой книги»… Вместо этих, необходимых российской и региональной культуре, передач сегодня – платные «проекты»… И тут рынок. А он диктует «культуру» хапка, выгоды, торгашества…

…И все-таки писательство не отпускает. «Познавшим сладкие муки сочинительства, удачи и неудачи, поздно менять свое ремесло. И литератор, вопреки всему, пишет, трудится». Мастер слова познал сию истину на собственном опыте.

Досье: Николай Васильевич ДЕНИСОВ родился 9 ноября 1943 года в селе Окунёво Бердюжского района Тюменской области в семье крестьянина. После окончания средней школы и училища механизаторов работал трактористом в совхозе, рыбаком на рыбзаводе, корреспондентом в «районке».

После службы в ВМФ окончил в 1971 году Литинститут им. А.М. Горького в Москве. Работал в областных газетах Тюмени, ходил в арктических морях матросом и корабельным коком, механиком на судах дальнего плавания. Побывал в портах Европы, Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Первые стихи Н. Денисова датированы 1961 годом. С 1969 года регулярно печатается в журналах «Урал», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Советский воин», «Москва», еженедельнике «Литературная Россия» и других изданиях. Автор многих поэтических и прозаических книг. Член Союза писателей СССР с 1975 года. Лауреат премии Тюменского комсомола имени П.П. Ершова, областной премии имени В.И Муравленко, Всероссийских премий имени Д.Н. Мамина-Сибиряка и имени Н.А. Некрасова, Международной «Имперская культура». Почётный гражданин Бердюжского района. Главный редактор газеты «Тюмень литературная», секретарь Правления Союза писателей России.


11638