«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свою больную душу».

Его хрипловатый голос с характерным тембром невозможно ни с кем спутать. Он ворвался в каждый дом на кассетах, изготовленных кустарным способом, и стал близким и понятным всем – и интеллигенции, и простым работягам. 25 января исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого.

К этой дате будут приурочены всевозможные программы на телевидении и концерты. Покажут знаменитые фильмы с участием Владимира Семеновича, которые можно пересматривать бесконечное количество раз. Его личность настолько масштабная и притягательная, что интерес к ней не ослабевает и спустя 30 лет после смерти поэта. Именно поэта, поскольку работу над стихами, большинство из которых стало песнями, он считал самым главным в своем творчестве. А уж потом все остальное – съемки, игра на сцене, концерты.

Высоцкий родился поэтом, а актером его сделал театр. Казалось, человека такого дарования должны были носить на руках. Его и носили, но при всем народном обожании Высоцкому постоянно чинили препоны. Вроде и не запрещали, однако и не пускали в свободный эфир. Часто съемки, когда режиссер утверждал Высоцкого, отменялись, его не показывали по телевидению, он не звучал по официальным радиостанциям. Словом, вся его жизнь была борьбой, Владимир Семенович стал кумиром вопреки партийной линии. Правда, те же чиновники, осуждавшие Высоцкого, считающие его песни обычным «блатняком», тайно у себя дома или на дачах слушали их.

Я думаю, что в творчестве Высоцкого можно найти ответы на любые вопросы. Нужно только не подходить к нему поверхностно, и тогда тебе откроется суть. Он писал о своем времени, а порой кажется, что предугадал и сегодняшний день. Потому что, как это ни парадоксально звучит, люди не меняются, как и понятие о чести и бесчестии, а если брать глобально, то о добре и зле. «Я не люблю насилья и бессилья», – написал Владимир Семенович в одной из своих самых известных песен. Многие фразы из произведений Высоцкого стали крылатыми, превратились в афоризмы. Нынешние исполнители берут его песни в свой репертуар, но практически нет достойных примеров. Возможно, из-за того, что песни Высоцкого неизменно ассоциируются только с его голосом и харизмой. А современные исполнители в большинстве своем такой харизмой не обладают.

За годы, начиная со времен перестройки, о Высоцком написано немало книг и статей в прессе. Появляются какие-то друзья и возлюбленные, готовые поделиться своими откровениями. Вытаскиваются на свет факты, о которых нам, обычным поклонникам Высоцкого, знать не так уж интересно. Было и было, зачем предавать это огласке, да еще постоянно муссировать. По меньшей мере непорядочно по отношению к памяти гениального человека. Больше похоже на сведение счетов, причем не с самим Высоцким, а с его близкими. Единственным человеком, кто пытался защитить память о Владимире Семеновиче, стала его вдова Марина Влади. Но она живет во Франции, к тому же уже немолода, чтобы воевать с бывшими родственниками и так называемыми друзьями. Марина сделала моноспектакль по своей книге «Владимир, или Прерванный полет». С ним она выступала во многих городах России. До Тюмени, к сожалению, не доехала.

Нам же, поклонникам Владимира Семеновича, надо не копаться в нюансах его биографии, а просто слушать замечательные песни, пересматривать фильмы с участием артиста. И тогда он всегда будет с нами. Любим. Помним.


9075