В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ

Северное экологическое законодательство нуждается в качественной модернизации. Такая позиция была высказана парламентариями северных регионов в ходе совещания руководителей законодательных органов государственной власти.

Депутаты обсудили законодательную базу в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отметив, что наблюдается постепенное изъятие общей северной составляющей из федерального законодательства с фокусированием внимания на арктической теме. 

Значительное ухудшение экологической ситуации в северных регионах связано в основном с промышленным освоением территории. В связи с этим законодателями было предложено сформировать единые подходы к мониторингу за состоянием окружающей среды, учитывающие программы социально-экономического развития регионов и России в целом, а также опыт Ямала. 

Представители северных субъектов выразили обеспокоенность по поводу нарушений лесного законодательства: незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесов, порча почвы, в том числе, в результате нефтеразливов. Ситуация осложняется тем, что у недропользователей, являющихся основными арендаторами лесного фонда, отсутствует обязанность по лесовосстановлению, в отличие от лесозаготовителей. 

Как же пресечь незаконную вырубку? В качестве примера был приведен пилотный проект Иркутской области, в рамках которого будут применяться идентификационные карты для упрощенного учета принятой древесины, ее переработки и отгрузки. Каждая карта привязана в единой государственной автоматизированной информационной системе к конкретной лесосеке, что не позволит вырубить и продать древесины больше заявленного объема и выведет недобросовестных лесозаготовителей в правовое поле. 

Участники обменялись опытом по биологической рекультивации земель и работе с природопользователями. Стоимость рекультивации одной свалки отходов в Арктической зоне может составлять от 100 до 700 млн рублей. Вместе с тем субсидии из федерального бюджета на реализацию таких проектов, предусмотренные государственной программой «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, выделяются на общих условиях. В этой связи предлагается включить в соответствующие правила предоставления субсидий дополнительный коэффициент, повышающий статус заявки субъекта Арктической зоны. 

Также была затронута одна из ключевых тем Года экологии – обращение с отходами. В течение долгого времени эта проблема решалась путем их захоронения на специализированных полигонах. Такой путь, считают законодатели, является тупиковым, так как ведет к изъятию из хозяйственного оборота значительных земельных участков и заражению грунтовых вод, а через них – открытых водоемов. Акцент был сделан и на низком размере штрафов за организацию незаконной свалки. 

Участники совещания обменялись лучшими практиками по эффективной утилизации отходов путем сортировки, переработки и обезвреживания, а также внесли предложения по устранению имеющихся проблем в реализации реформы в сфере обращения с отходами. В частности, парламентарии предлагают разработать программу, предусматривающую предоставление регионам федеральных субсидий на финансирование мероприятий по строительству объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами в малочисленных населённых пунктах, не имеющих круглогодичного сообщения с другими населёнными пунктами. 

Следует совершенствовать механизмы бюджетного администрирования средств, поступающих от природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду, а также создать эффективную систему экономических регуляторов (налоги, налоговые льготы, субсидии, утилизационные платежи и т.д.) системы рециклинга отходов, рекультивации земель и инвестирования природоохранных проектов. 

Подводя итоги встречи, Председатель Законодательного Собрания автономного округа Сергей Ямкин подчеркнул, что все предложения и инициативы включены в проект итогового документа. Вместе с материалами совещания он будет направлен в Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, полномочным представителям президента в федеральных округах, а также в законодательные органы государственной власти субъектов – участников соглашения о сотрудничестве. 

Пресс-служба губернатора ЯНАО