Апрельское заседание постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской Думы было долгим – на повестке дня стояло девять вопросов.

Проверки двойные, а памятники аварийные

По первому вопросу – «О признании утратившим силу решения Тюменской городской Думы от 22.12.2009 г. № 420 «О приостановлении действия муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на отдельных застроенных территориях города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 г. № 11» – депутаты «не заморачивались». Проект решения был принят быстро – в связи с необходимостью создания условий для обеспечения застройки благоустроенными домами, объектами социального и коммунально-бытового назначения, а также инженерной инфраструктурой территорий, занятых ветхим жилищным фондом.

Больший интерес парламентарии проявили к памятникам архитектуры и деревянного зодчества, которые находятся в ветхом и аварийном состоянии, а точнее – к их «учету, сохранности, содержанию, использованию и реставрации». На первое февраля этого года в муниципальной собственности Тюмени числится 53 объекта культурного наследия, чуть более тридцати из которых имеют региональное значение. 28 – передано в пользование третьим лицам, 21 – закреплен за городскими учреждениями и органами местного самоуправления, остальные – это жилые помещения. По информации городского управления по культуре, сорок объектов находятся в удовлетворительном техническом состоянии. В то же время памятники истории, являющиеся жилыми домами в муниципальной и общей долевой собственности города, в подавляющем большинстве не соответствуют нормам. Пятнадцать зданий – аварийные, четыре – «ограниченно работоспособные». Коммунальщики проводят текущий ремонт, но этого недостаточно. Ненадлежащая эксплуатация этих объектов приводит к негативным изменениям в их техническом состоянии, возрастает угроза утраты отдельных архитектурных и конструктивных элементов зданий, дизайна. Провести полный комплекс восстановительных работ, по заключению специалистов, возможно после отселения граждан. Ремонт и содержание муниципальных объектов культурного наследия лежат на их пользователях, в том числе на арендаторах, городских учреждениях и органах местного самоуправления. В случае выполнения арендатором своих обязательств по сохранению памятника администрация города может учесть понесенные пользователем затраты как арендную плату.

Депутат Владимир Михайлов заметил: «С жилыми домами понятно, как поступать, – отселять людей и ремонтировать. Как быть с аварийными объектами, которые эксплуатируют представители малого и среднего бизнеса? А если собственник уклоняется от ремонта, реставрации…». Директор департамента имущественных отношений Андрей Киселев пояснил: «Согласно законодательству необходимо наличие у собственника охранно-арендных обязательств, в которых прописана нормативная база. Нарушил – расторгаем договор». «Какая служба контролирует содержание объекта культурного наследия после его выкупа, какие сроки предусмотрены?» – поинтересовался депутат. «Контроль ведет отдел сохранения культурного наследия, график проверок составляется ежегодно. Нет ни одного бесконтрольного объекта», – ответил руководитель управления по культуре Виктор Подкорытов. Глава комиссии Игорь Самкаев констатировал: «В приведенной вами таблице указано 96 проверок – получается, один памятник два раза в год проверяете. Надо полагать: сначала выявляете замечания, затем смотрите, как они устраняются. Большое количество аварийных памятников указано, но почему не названы собственники, арендаторы? Каков срок аренды каждого конкретного объекта? Может, три года длится ремонт, а может – и месяц…». Действительно, парадоксальная ситуация – при двойном контроле масса аварийных объектов!

Детсад нынче в большом дефиците

Далее депутаты заслушали вопросы, связанные со строительством и реконструкцией детских садов в 2010-2011 году и перспективой развития сети муниципальных образовательных учреждений на пяти территориях микрорайона «Тюменский» и Третьего Заречного.

На строительство и реконструкцию дошкольных учреждений было затрачено (данные на 31 декабря прошлого года) свыше тридцати миллионов рублей, в том числе 28 – из городского бюджета. Открыто два детских сада на 450 мест, сообщил директор департамента по строительству Олег Тимошенко. Но город по-прежнему испытывает острую нехватку в дошкольных учреждениях, хотя заместитель директора департамента образования Людмила Мглосек утверждает: «Начиная с трехлетнего возраста детей, дефицит в местах в детсады снят, но это не значит, что они находятся в шаговой доступности». Парламентарии подчеркнули: принимая граждан, мы слышим от них одни и те же вопросы – медицинское обслуживание, дороги, общественный транспорт; каждый третий-четвертый вопрос касается образования. Не секрет, что думцы особо болеют за «свои» территории, за своих избирателей.

Депутат Владимир Сартаков задал сразу несколько вопросов: «Как долго будет продолжаться реконструкция нежилых помещений на улице Пермякова под размещение детского сада? Почему здесь сегодня не идут работы? Каковы перспективы строительства дошкольных учреждений на территориях Тюменского микрорайона, где проживает более шести тысяч человек и нет ни одного детсада?».

Руководитель департамента сослался на дефицит средств в размере почти семнадцати миллионов рублей (по другим данным – шестидесяти трех миллионов) по первому объекту (однако ввод его запланирован на октябрь этого года) и ограничении бюджетных возможностей (даже на подготовку проектно-сметной документации) по Тюменскому микрорайону. Прозвучала и обнадеживающая информация – «на уровне заместителя главы городской администрации идут переговоры с руководством «Газпрома» (возможно, имеется в виду «Запсибгазпром»? – Авт.), АИЖК, Тюменской ДСК, фирмы «Партнер» о возможности строительства дошкольных учреждений за счет инвестиционных средств». Данный проект должен быть сформирован, исходя из потребностей города, известна стоимость затрат – примерно 3,7 миллиарда рублей. Олег Тимошенко доложил: в настоящее время в бюджете города запланированы средства на три объекта дошкольного образования по улицам – Пермякова, 54б (160 мест), 50 лет Октября, 32а (230 мест), Киевской, 65 (220 мест), Северной, 4 (140 мест). Если будут выделены деньги из бюджета на 2011-2013 годы, возможно выполнение строительно-монтажных работ ещё на четырех объектах, обеспеченных проектно-сметной документацией.

Проектом планировки территории в границах улиц Мельникайте –Широтная – Пермякова – окружная дорога (третий, четвертый, пятый, шестой районы микрорайона «Тюменский») намечено размещение семи детсадов на 180 мест каждый и двух школ на две тысячи мест. В микрорайоне «Тюменский-2» согласно рабочей версии проекта планировки предусмотрено размещение двух детсадов на 180 мест каждый и трех – на 240 мест.

Документы на земельный участок под строительство образовательных учреждений в «Заречном-3» пока не оформлены, но по распоряжению губернатора из областного бюджета были выделены средства для возведения детсада на 260 мест, ориентировочный срок ввода которого – 2012 год. Что касается садика №66, то в прошлом году деньги на строительство для него блочной котельной в бюджете города были предусмотрены, но открытый аукцион состоялся поздно – в декабре, поэтому работу не начали. Сейчас она возможна только при наличии источника финансирования.

Парламентарий Алексей Круковский выступил с монологом: «Мы должны понимать, что альтернативы государственной системе образования нет, чтобы там ни говорили. Может быть, лет через 10-15 появится организация, которая сможет осуществлять нормальную образовательную услугу. А пока не стоит строить иллюзий. Муниципалитетам надо надеяться только на собственные силы, в том числе и в сфере организации дошкольного образования. Нужно сформировать четкие и понятные для застройщиков правила, и в их рамках часть обязательств они должны брать на себя. Необходима консолидированная программа на три-пять лет, которую надо доводить до населения. Чем мы, депутаты, можем быть полезны в этой работе?».

Олег Тимошенко поведал: в подготовке такой программы уже «продвинулись довольно далеко. Когда она станет официальным документом, будет доведена до жителей».

Председатель комиссии порекомендовал вести эту работу активнее. Напомнил: первого октября 2010 года вступили в силу новые СНиП – изменились требования к дошкольным учреждениям, которые разрешают использование встроенно-пристроенных помещений. Посмотрите, как можно применить это новшество в нашем городе, обратился к руководителю департамента Игорь Мирвахисович.

Принимая решение, депутаты рекомендовали главе города принять меры по изысканию средств для сооружения детских садов в Тюмени, а также разработать концепцию их строительства на 2011-2015 годы.

Сносить гаражи придется долго

Олег Тимошенко также информировал парламентариев о состоянии дел в городском дорожном хозяйстве, в частности – о строительстве и реконструкции объектов в ушедшем году и планах на текущий. Общая сумма бюджетных ассигнований в 2010-м согласно адресной инвестиционной программе составила свыше трех миллиардов рублей. Финансирование на начало года составило чуть менее половины суммы. Были начаты работы по реконструкции улицы Республики на двух участках и строительству подземного пешеходного перехода у драмтеатра. Завершены переходящие с прошлых лет объекты – транспортная развязка на Мориса Тореза (в неполном объеме), реконструкция улицы Республики от моста через Тюменку до Орджоникидзе. А ввод их планируется в этом году.

В 2011-м предусмотрено финансирование реконструкции улицы Самарцева от Червишевского тракта до «Обхода Тюмени», сооружение дорог в районах 3, 4, 5, 6 микрорайона «Тюменский» (жители очень ждут их), завершения работ на транспортной развязке по Мориса Тореза, реконструкции улицы Республики на двух участках, до Мельникайте и строительства «подземки» у драмтеатра. Чиновник сосредоточил внимание депутатов на проблеме, которая неизбежно возникает в ходе реконструкции городских дорог, – корректировке документов и, как следствие, дополнительном финансировании. В частности, эта проблема коснулась строительства подземного пешеходного перехода.

Владимир Сартаков поинтересовался ситуацией в створе улиц Челюскинцев и Запольной, во втором Тюменском микрорайоне. И получил следующие ответы. Планируются пробивка улицы Челюскинцев и возведение второго моста через Туру, проектные работы завершатся в этом году. Есть утвержденная сметная документация на строительство дорог в Тюменском-2. Что касается Запольной, то «мы попадаем в долгую-долгую историю изъятия собственности, процесс уже начался», признался Олег Тимошенко. Чтобы выполнить пробивку этой улицы, нужно снести два гаражных комплекса.

Алексей Круковский «навел справки» по Заречному микрорайону и узнал: на трех улицах будут строиться ливневые коллекторы с очистными сооружениями.

Глава комиссии Игорь Самкаев отметил, что в районе детсада №73 получилась неплохая территория для отдыха, и задался вопросом: можно ли перенести отсюда высоковольтную линию? Назвал «военной» (из-за рытвин и ухабов) дорогу, которая ведет к спортивной базе ансамбля «Вера» на улице 50 лет ВЛКСМ. Линию «надо смотреть», а вот ремонт дороги включен в программу этого года, порадовал чиновник.

Для чего депутату чужой диплом?

Директор департамента градостроительной политики Олег Ковтун проинформировал о выполнении ведомственной целевой программы «Основные направления развития градостроительной деятельности в городе Тюмени на 2010-2012 годы». Докладчик подчеркнул: «Работу по комплексному планированию Тюмени ведет омская компания «Град». Получено большое количество замечаний и предложений. Разработано шесть проектов планировки территории города, в этом году они готовятся на утверждение. Олег Ковтун сообщил также о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города, утвержденные городской Думой 30 октября 2008 года, и о рассмотрении предложений депутатов при утверждении местных нормативов градостроительного проектирования.

Выслушав чиновника, Игорь Самкаев подвел итог: «Я не понимаю сложившейся ситуации. В ноябре «Град» завершит работу по контракту с муниципалитетом – получается, только тогда мы приступим к внесению замечаний. Считаю, что вносить их надо уже сейчас. Неслучайно я запросил данные о стаже и образовании специалистов, которые занимаются этой работой. Генплан – очень важный документ, требующий больших средств, поэтому процесс контроля должен быть очень тщательным. К тому же нам, депутатам, предстоит принимать его, а значит – нести ответственность».

 

Депутаты хотят знать и управлять

Сергей БОРИСОВ

Очередное заседание постоянной комиссии по экономической политике Тюменской городской Думы началось с рассмотрения информации администрации города Тюмени о выполнении в 2010 году ведомственной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанной на 2010-2012 годы.

Отчитывался директор городского департамента экономики Сергей Горбачев. Это был обычный чиновничий отчет, которые зачитываются перед депутатским корпусом «сверху донизу» (от отчетов руководителей экономических служб предприятий они отличаются тем, что, пользуясь подобными отчетами, «можно кое-что узнать, но совершенно невозможно управлять»).

Председатель постоянной комиссии Сергей Коробов признал отчет «только частью отчета, поскольку там нет идеологии». Он предложил «подумать над созданием системы маркеров», дабы иметь возможность отслеживать эффективность тех или иных решений.

Решено создать рабочую группу, куда войдут представители Думы, администрации и счетной палаты. Работа должна быть закончена к июню, быть может, тогда и появится у депутатов возможность как-то управлять процессами.

Примерно в таком же ракурсе обсуждалась информация администрации города о создании условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе Тюмени, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи. «Мы должны знать, – заметил Сергей Коробов, – на что можем влиять и на что не можем» (скажем, на одаренность), но средства на развитие этих процессов «обязаны тратить по определению».

Директор городского департамента имущественных отношений Андрей Киселев докладывал депутатам о предлагаемых изменениях в утвержденную Думой методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом (основой документа являются базовые и поправочные коэффициенты, что позволяет при согласовании с Тюменской городской Думой предоставлять льготы отдельным субъектам за пользование муниципальным имуществом).

Андрей Киселев сообщил о том, что поступили обращения от детского оздоровительного центра АНО ЗОФОЦ «Энергетик» и ОАО «Уралсвязьинформ» (они просят снизить плату по договорам аренды).

Согласно официальной информации, годовая арендная плата за пользование муниципальным имуществом для АНО ЗОФОЦ «Энергетик» по пяти договорам аренды составляет в 2011 году 1 миллион 772 тысячи 887 рублей. В результате предложенных изменений она будет составлять 497 тысяч 996 рублей. Для ОАО «Уралсвязьинформ» поступления в бюджет 2011 года планировались в размере 10 миллионов 636 тысяч 49 рублей. При принятии положительного решения они составят 6 миллионов 125 тысяч 79 рублей.

Депутатов интересовал социальный эффект. Они готовы снизить арендную плату АНО ЗОФОЦ «Энергетик», если оздоровительный центр возьмет на себя обязательство сохранить цену путевок на уровне 2010 года.

С ОАО «Уралсвязьинформ» всё сложнее, поскольку, «помимо аппаратуры для обслуживания радиоточек (социально значимая услуга), там наверняка есть и другое оборудование» (связанное с телефонией), а цены на свои услуги предприятие не снижает.