СУБЪЕКТИВНО 

ПРОЕКТ БЮДЖЕТА: ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ 

Если послушать щедрые авансы первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова, которыми чиновник сопровождал в Госдуме проект бюджета страны на ближайшую трехлетку, то россиян ждёт сплошное счастье. Денег, мол, с лихвой хватит на то, чтобы реализовать «портрет будущего» России, изваянный правительством, да еще и в загашнике останется. Однако проекты, задуманные за казенный счёт, а также поздние оговорки всё того же Силуанова порождают большие сомнения: а возможно ли это счастье не только через три года, но и вообще.

Главный козырь, которым бравирует правительство, – проект бюджета профицитный. То есть расходы будут меньше доходов почти на 2% ВВП. Правда, к 2021 году профицит значительно утрясётся, но всё же! Между прочим, еще год назад бюджет предполагался дефицитным, и в Белом доме спорили до хрипоты, повышать в этом случае налог на добавленную стоимость или нет. В итоге повысили – и что? Денег в казне будет немногим больше, но зато с макроэкономикой, дескать, полный порядок. Вот только одна незадача: населению от таинственной макроэкономики как с козла молока. 

Дело в том, что бюджет через Фонд развития будут финансировать около 170 строительных проектов для транспорта, экологии, здравоохранения, образования и других сфер стоимостью как минимум 1,6 трлн руб. На первом месте красуется комплексный план развития магистральной инфраструктуры Минэкономики. Там значится, например, строительство новых участков и реконструкция автотрассы М-5 «Урал» от Москвы до Челябинска, автодороги «Кавказ», соединяющей М-4 «Дон» до Махачкалы, реконструкция моста через р. Свияга по автодороге М-7 «Волга» почти за 12 млрд руб. и другие. Кроме того, намечены реконструкция и строительство массы региональных аэропортов, экспортных пунктов пропуска через российскую границу и много чего другого. 

Но все эти проекты меркнут перед двумя жемчужинами плана. Первая – скоростная автодорога протяженностью 80 тыс. км, которая, согласно задумке, должна стать частью магистрали из Китая в Европу. Правда, в Поднебесной этот маршрут сочли нерентабельным и созидают свой, ниже нашей южной границы. Однако наши власти, похоже, намерены сразить китайцев наповал. Проект пока стоит 1 трлн руб., из которых 825 млрд выделит бюджет. Разработан он в футуристическом ключе. Беспилотные скоростные фуры перехватят поток грузов в направлении Суэцкого канала. Правда, цена не окончательная, вариантов целых шесть, ибо дорога дорожает буквально на глазах: в середине августа фигурировали 560 млрд, из которых 340 млрд планировали взять у налогоплательщиков. 

Вторая жемчужина – мост на Сахалин, однако его может постичь судьба пустующего моста на о. Русский. Гигантская стройка тоже под 1 трлн руб. имеет смысл как первый шаг к трансконтинентальному проекту – выход на Хоккайдо, связанный с остальной Японией железной дорогой. Но, как показали дебаты президента Путина и премьера Абэ на недавнем Дальневосточном форуме, судьба мирного договора между двумя странами зависла. Без договора масштабная и совместная хозяйственная деятельность на нашем Востоке вряд ли возможна, а поток грузов пока что хилый. 

Как водится в сегодняшней России, к «жемчужинам» клеятся люди со связями из обоймы госкапиталистов. Например, Александр Рязанов, бывший зампред правления Газпрома в бытность премьера Медведева председателем совета директоров монополии, а ныне совладелец Русской холдинговой компании, пристраивает к проекту скоростной магистрали частную дорогу «Меридиан». Конечно, господин Медведев поручил проработать идею Рязанова, хотя последний поставил слегка неудобные для власти условия: запретить строительство конкурирующих дорог, предоставить льготы по налогу на имущество, возместить потери в случае административных ограничений на проезд по будущей трассе, а в случае национализации – дать гарантии выплаты рыночной стоимости инвесторам. Судя по тому что правительство намерено поручить финансирование "Меридиана" государственному Внешэкономбанку, и без того накопившему 1,4 трлн дефолтных активов и ожидающему еще 1 трлн из бюджета, затея господина Рязанова может и выгореть. А ведь этот господин не одинок вокруг трона… 

Пока что расходы Фонда развития за шесть лет тянут на 3,5 трлн руб. с гаком. Предполагалось накачать его деньгами за счет внутреннего долга. Однако вот ведь незадача – Минфин с блеском проваливает наполнение бюджета за счет долгов. По итогам сентября не продано ни одной облигации федерального займа (ОФЗ). План III кв. на 450 млрд выполнен менее чем наполовину, а II кв. – и того меньше. Чтобы наверстать упущенное к концу года, нужно продать ОФЗ на 700 млрд, но, по словам аналитика Промсвязьбанка Дмитрия Монастыршина, чуда не будет. Ведь и в начале IV кв. не удалось продать все ОФЗ, хотя их стоимость была куда как скромнее, чем на предыдущих аукционах. 

Бегут и зарубежные инвесторы, которые два года были главными кредиторами правительства, не соблазняясь жирной приманкой Минфина: если в начале года он занимал на 10 лет под 7% годовых, то теперь ставки подбираются к 9%, а в моменты спада подскакивали и под невиданные в мире 15%! Думает ли господин Силуанов, чем страна будет расплачиваться в день пик? Ведь без штанов можем остаться, как это уже было в конце 90-х. США, для сравнения, одалживается под 3,2%. "Американские законодатели и без введения санкций добились, чего хотели, – говорит директор аналитического департамента "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов. – Достаточно было лишь опубликовать законопроект о санкциях на госдолг и госбанки, чтобы привлечение денег на рынке ОФЗ стало проблематичным для Минфина, а стоимость потенциальных заимствований заметно выросла». 

Ну, ладно, пролетаем с ОФЗ. Но ведь есть Фонд национального благосостояния (ФНБ), где, по оценкам Минфина, на 1 сентября было почти 5,2 трлн руб. А по планам ведомства он к 2021 г. разбогатеет до фантастических 12 трлн руб. Сравните: доходы бюджета к этой дате ожидаются в 20,9 трлн. Напомню, что ФНБ в бытность господина Кудрина главой Минфина создавался для финансирования Пенсионного фонда, а теперь он служит для поддержки государственных «штанов». Так почему бы, предложил Кудрин, триллионы ФНБ не направить в Резервный фонд для исполнения майских указов президента, уж коли не получается взять в долг ни внутри страны, ни за рубежом? 

И вот тут господин Силуанов всех огорошил. Оказывается, перечислить деньги ФНБ «технически невозможно», поскольку Фонд развития «является условностью», его «не существует», заявил Силуанов, комментируя идею Кудрина. "Мы просто дали коды по тем именно объектам, которые относятся к развитию, и присвоили эти коды по мероприятиям. Его нет, этого фонда", – цитирует Силуанова ТАСС. 

Между тем о создании Фонда развития Силуанов объявил 2 октября на совещании у президента Путина. "Общий объём этого фонда на шестилетнем промежутке времени составляет 3,5 триллиона рублей. Эти деньги как раз пойдут на реализацию и инфраструктурных проектов в области развития экономики, и на вложения, как мы говорим, в человеческий капитал. Источник этих средств: мы будем больше заимствовать на рынке, – рассказывал Силуанов. – Общий объём ресурсов, которые будут направлены на национальные проекты в шестилетнем периоде, составит 14 трлн рублей». (Цитаты по сайту Кремля). 

Что же получается? Нельзя верить тому, что говорит, да еще – президенту страны, первый вице-премьер и глава Минфина? Пожалуй, это самый яркий фортель вертикали власти. Этак мы надолго застрянем в нефтегазовом веке, а о цифровой экономике лучше не мечтать… 

Однако вернусь к нацпроектам. Оказывается, и к ним немало претензий, да еще и серьезных. На слушаниях по проекту бюджета в верхней палате парламента Алексей Кудрин заявил, что «около двух третей показателей нацпроектов не имеют статистических измерений, то есть нацпроекты уже сегодня можно объявить выполненными. Кроме того, не детализированы многие статьи расходов, паспорта нацпроектов не утверждены. Методики оценки эффективности госпрограмм будут готовы не раньше декабря 2019 года. Получается, правительство уже просит выделить 8 трлн руб., но на что конкретно – никто не знает». А если попросту, триллионы, собранные за счет повышения налогов и пенсионного возраста, вполне могут улететь на ветер. Ведь Россия занимает весьма скромное 57-е место в рейтинге эффективности государственных расходов Всемирного экономического форума, соседствуя с Эстонией, Иорданией, Пакистаном и Кувейтом. 

– Проблемы исполнения бюджета в следующем году будут связаны не с нехваткой средств, а с низким качеством проработки нацпроектов, – предупреждает Тремасов, директор аналитического департамента "Локо-Инвест". – Иными словами, денег много, а идей мало. С точки зрения здравого смысла невозможно родить десятки высокоэффективных проектов за столь короткие сроки. 

Так, в комитете ГД по финрынкам обнаружили, что в проекте бюджета на федеральные проекты так и не распределили более 1,5 трлн руб. Еще удивительнее картинка по годам: на 2019-й не расписали по нацпроектам четверть, а на 2021-й – и вовсе треть ассигнований. По отдельным нацпроектам нераспределенные средства подпирают почти под 90% и более. К примеру, это на нацпроекты «Экология», а также «Безопасные и качественные дороги». На последний из 371 млрд руб. не распределили 367 млрд. На 3-летний проект «Международная кооперация и экспорт» из 272 млрд руб. подвешены около 223 млрд. И в столь сыром виде проект основного финансового документа страны правительство отдает на утверждение Госдумы! 

Похоже, Минфину важно соблюсти лицо, то бишь иметь профицитный бюджет. А как распорядиться средствами, и к тому же эффективно, – дело десятое… 

Кстати, еще о деньгах. Бюджет вместе с ФНБ накачивали по пресловутому бюджетному правилу: изымали туда всё, что сверх 40 долл. за бочку нефти, которая стоит сегодня за 80 долл. Ранее Центр стратегических разработок подсчитывал, что увеличение порога отсечения в бюджетном правиле на 5 долл. позволило бы к 2024 году увеличить расходы на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение – с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру – с 2,5 до 3%. На слушаниях по бюджету в Совфеде Кудрин предупредил, что Россия отстанет, так как меры поддержки образования и науки, предусмотренные на 2019–2021 годы, недостаточны, «чтобы стать инновационной, продвинутой экономикой и достичь тех темпов производительности труда, которые мы хотим заложить. И вот через 10 лет, сейчас не сделав этого, мы будем кусать локти, что мы вышли, выбились из числа стран технологической мировой революции». Что и говорить, безрадостная песня получается… 

Однако не все коллеги согласны с Кудриным. Вот, например, глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе визита в Китай в конце сентября заявил, что санкции США объясняются страхом перед силой российской промышленности. Может, «пиндосы» и правда испугались нашей экономической мощи? Об этом – в следующий раз. 

Игорь ОГНЕВ