ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 

В спортивном зале строительного института сегодня состязаются участники школьной олимпиады по физической культуре. Старшеклассники из городских школ показывают, на что они способны. Мальчишки предъявляют судьям свои паспорта (во избежание участия подставных лиц), получают в руки мяч и один за другим пересекают баскетбольную площадку, чтобы оббежать зигзагами цветные столбики и угодить мячом в корзину. 

– Выявляем лучших в теории и на практике, – поясняет глава регионального жюри Евгений Колунин. 

Несмотря на молодость, в спорте он уже более тридцати лет. Дошколёнком пошёл в гимнастику, а сейчас за его плечами институт, опыт тренерской работы. Колунин участвовал в организации шести олимпиад. Разрабатывал олимпиадные задания региональных этапов. 

– Практическое испытание состоит в том, чтобы учащиеся продемонстрировали навыки в баскетболе и гимнастике. Такие зачёты выбрали в этом году. Сорок девять школьников принимают участие в городской олимпиаде – двадцать пять мальчиков и двадцать четыре девочки. Баскетбол представлен не в командном виде, а как индивидуальное мастерство – ведение мяча и броски в кольцо из разных точек. Учитываются техника, точность и время, – вводит в курс Евгений. 

Конкурс в разгаре. В вашем корреспонденте тут же просыпается инстинкт болельщика. Начинаю переживать за каждую ошибку и радоваться метким броскам. Правда, причин для ликования маловато, скажем прямо. Видимо, сказывается волнение. Да и с техникой ведения слабенько. Конкурсанты то и дело теряют мяч. Чувствуется, на уроках физкультуры не часто играют в баскетбол. 

– Сами можете оценить, – комментирует судья. – Чувствуется отсутствие системной работы со школьниками. Об этом будем говорить сегодня на разборе. Дело в том, что баскетбол в школах вводится, начиная с пятого класса, и этот раздел спортивной игры они должны разучивать. А уж к олимпиаде должны быть максимально готовы и, что называется, показать более красивую игру. 

Не выдерживаю невольных переживаний и убегаю к девчонкам. В соседнем здании спортивной школы N1 юные грации меряются силами в гимнастике. Здесь картина получше. Кувырок… Ласточка… Колесо… Увы, и тут не всё выходит гладко. И не у всех. На то и борьба. 

– Наверное, у тех, кто занимается в спортивных школах, получается лучше, – делает предположение ваш корреспондент. 

– Гимнасток здесь нет, – говорит судья Валентина Трубина. – Все в равных условиях… 

Нашу беседу прерывает юная участница, которой неправильно засчитали время выполнения упражнения. На кону пара каких- то секунд, а страсти нешуточные. Со слезами. Сопровождающий учитель готов представить видеозапись смартфона. Конфликт разрешается в пользу «засуженной», и мы возвращаемся к разговору. 

– Каковы ваши впечатления от спортивной подготовки школьников? – спрашиваю у Трубиной. 

– Бросается в глаза, что гимнастике на уроках физкультуры уделяется мало внимания, – отвечает тренер. – Особенно плохо подготовлены мальчики. Конечно, материально-техническая база школ не предусматривает занятий гимнастикой, но начальные элементы должны присутствовать на уроках физической культуры. В городе больше внимания уделяется этой дисциплине, а по области – слабо. Спортивная гимнастика – основа всех видов спорта. Она помогает человеку в жизни. Вообще-то для школьной олимпиады была запланирована лёгкая атлетика, но так как областной департамент образования отказал в аренде манежа, пришлось включить гимнастику. Это было неожиданно для детей, но на то они и лучшие, чтобы быть готовыми к подобным обстоятельствам. 

– Какие уроки на будущее преподаст нынешняя олимпиада? 

– Заставит уделять больше внимания физической культуре… 

Леонид ТКАЧУК 

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/