В ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Резонансная часть сорок седьмого заседания Тюменской областной Думы – утверждение повестки. Примерно так же выглядело и предыдущее заседание – скоро выборы: депутаты проявляют себя, как могут.

Александр Лобов («ЛДПР») просит внести в повестку «с голоса» обращение к министру транспорта РФ Виталию Савельеву и генеральному директору «Аэрофлота» Михаилу Полубояринову:

− Уважаемые коллеги! Как известно, «Аэрофлот» прекращает свои полеты из Тюмени в ХантыМансийск. Эти направления переданы дочерним компаниям «Аэрофлота» «Россия» и «Победа», летающим на самолетах «Суперджет-100», с не самой лучшей репутацией и минимумом комфорта, по мнению пассажиров. Жители Тюмени и Ханты-Мансийска возмущены тем, что слабое развитие авиасообщений в Тюменской области и в Югре ударит прежде всего по бизнесу, по туристическому потенциалу, а самое главное – по престижу и статусности наших двух регионов. Отмечу: регионов-доноров! По мнению жителей, замена авиакомпании приведет не только к падению уровня сервиса и безопасности, но и к невозможности гастрольных туров звезд шоу-бизнеса, спорта, творческих коллективов в наших регионах, так как в перечне условий, предъявляемых к организаторам выступлений, прописана авиакомпания «Аэрофлот», − заключает Лобов.

Председатель Думы Сергей Корепанов напоминает, что обращения подобного рода сначала прорабатываются на комитетах. Лидер фракции «ЛДПР» Глеб Трубин, включаясь в разговор, произносит хорошо поставленным молодым баском, что на прошлом заседании Думы он предлагал обратиться к председателю Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной по поводу льготной ипотеки, и его обращение было отклонено по той же причине: оно не было рассмотрено на комитетах.

На прошлом заседании Глеба Трубина, по сути, высмеяли. Обращение и впрямь выглядело несколько странновато: льготный процент по ипотеке – это все-таки уже реальная экономика, а представительница либерального крыла Эльвира Набиуллина симпатией к ней не отличалась. Разумеется, публично на Думе об этом никто не говорил, но подразумевалось.

Депутаты говорили о непроработанности вопроса на комитетах, о том, что неясна позиция областной исполнительной власти – словом, сплошная неясность. И если отдельные нардепы по молодости лет могут выглядеть несерьезно, то областной Думе это категорически противопоказано.

Тем не менее чудо случилось: буквально на следующий день Эльвира Набиуллина с экранов ТВ говорила именно о льготной ипотеке. Так что Владимир Вольфович Жириновский не зря ест свой хлеб с маслом и ездит на «Майбахе».

− В прошлый раз мы говорили о льготной ипотеке, − напомнил Глеб Трубин. − И нам говорили: нет, все не так. И вот, пожалуйста, председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина сказала: у 24-х регионов будет льготная ипотека, а у остальных – нет. И Тюмень, и Ханты, и Ямал попали в число последних. Так что и ипотека у нас будет повышена, и «Аэрофлот» уйдет, и деньги на дороги не дадут. Если ничего не делать, то потом претензии только к себе!

− Глеб Александрович (Трубин) выдал все свои обиды, − сказал спикер Сергей Корепанов.

В разговор включился депутат Богдан Богославец («Единая Россия»):

− Мы уже неоднократно об этом говорили и еще раз скажем: такие вопросы надо прорабатывать на комитетах!

Богдан Богославец напомнил, как устами Глеба Турбина фракция «ЛДПР» предлагала областной Думе обратиться к министру транспорта РФ и попросить денег на строительство дорог на Тобольск и Омск. Однако при детальном разговоре выяснилось: уже выделено 28 млрд рублей и только 4 млрд рублей освоено!

− Что касается ипотеки, − продолжал Богдан Богославец, − то еще надо посмотреть: делать льготной ипотеку или сделать дешевым квадратный метр. Потому что, сделав льготную ипотеку, мы получили взрыв роста цены квадратного метра. Надо еще поглядеть, что выгоднее людям: получать льготную ипотеку по 2% или квадратный метр по 50 рублей, а не по 80! Поэтому правильное замечание: подобные вопросы надо прорабатывать на комитетах, а только потом выносить на Думу, − резюмировал Богославец.

Депутат Александр Лобов настаивал на включении своего вопроса в повестку. Он упирал на то, что отмена рейсов «Аэрофлота» из Тюмени в Ханты-Мансийск сделает невозможным, как уже отмечалось, гастрольные туры звезд шоу-бизнеса и спорта, что нанесет вред имиджу региона и, как следствие, ударит по туризму.

− В какой комитет вы обращались? – поинтересовался депутат Юрий Конев («Единая Россия»).

Лобов промолчал.

− Кто-нибудь может мне точно сказать! – настаивал Конев.

− По вопросу о льготной ипотеке – в комитет по бюджету. По вопросу о строительстве – в комитет по экономике и природопользованию. То есть все те механизмы, которые прописаны, мы использовали, − сказал Трубин.

− А данный вопрос (об «Аэрофлоте») на каком комитете обсуждался? – допытывался Корепанов. − Давайте не будем поступать так: прежде чем говорить о Германии, поговорить о ее соседке Франции!

Трубин предпочел промолчать.

В разговор вступил Сергей Морев («Справедливая Россия»):

− Глеб Александрович, я был на прошлом комитете по экономике и природопользованию, где бурно обсуждалось: просить нам деньги на дороги у министра транспорта РФ или не просить? Вы даже не пришли! И нам сказали: вы эти деньги (24 млрд рублей!) сначала освойте, потом просите следующие!

− Что касается самолетов, − продолжил Морев, − то есть самолеты, хорошие самолеты, новые (он имел в виду «Суперджет-100»), я на них летал, мне понравилось!

По мнению Морева, нужно изучить вопрос со всех сторон и только потом обращаться к министру. В обсуждение включился Артем Зайцев («ЛДПР»):

− Разные фракции по-разному толкуют нормы регламента. Все идеи, которые фракция «ЛДПР» выносит на комитеты и на Думу, мы по факту видим, до Думы-то не доходят. Имеем ли мы право вносить на заседание Думы вопросы с голоса или не имеем? Мы же можем ту идею, которую выносит депутат (Александр Лобов) с голоса, рассудить и правильно проголосовать!

− Можем, – отвечает спикер Сергей Корепанов.

Монитор высвечивает желающих выступить, обсуждение продолжается.

Слово берет первый заместитель председателя Тюменской областной Думы Андрей Артюхов («Единая Россия»):

− Я хочу обратить внимание в выступлении Александра Викторовича Лобова на следующий момент. Наши самолеты плохие, хорошие только «Аэрбасы» и «Боинги». У «Аэрофлота» 100 самолетов «Суперджет-100», больше, чем у «России» и «Победы». Если уж эти самолеты плохи – я сам недавно летал, то не знаю, какие еще условия нужны!

Итак, сущностный раздел вопроса: заслуживают ли самолеты «Суперджет-100» того, чтобы на них летали наши великие артисты, намечен. Остался чисто правовой раздел. Его попытался довести правовед Владимир Ульянов («Единая Россия»), сделавший в свое время много для повышения юридической грамотности депутатов:

– Мы – законодательный орган, а не вече. Есть нормативные акты, и есть правовые акты. Нормативные акты – точно подлежат обсуждению правового управления и профильных комитетов. А правовые акты могут выноситься на Думу без заключения. Так вот, то, что предлагает коллега Лобов, – это нормативный характер правового документа. Это будет постановление Думы, а не какие-то поправки к уже принятому постановлению. Давайте следовать закону, иначе из законодательного органа мы превратимся в собрание на улице!

– Я не разделяю позиции коллеги Зайцева о том, что все предложения «ЛДПР» блокируются, − продолжал Владимир Ульянов.

− Не блокируются, а не воспринимаются те, которые не проработаны. Теперь о том, что обсуждалось на комитете по экономической политике и природопользованию, − о дорогах, − напомнил Владимир Ульянов. − Предлагалось внести обращение в Правительство Российской Федерации без согласования с исполнительной властью? Ну как это так?! Так ведь не бывает! У нас власть в субъекте Федерации едина, и она делится на законодательную и исполнительную − мы должны согласовывать свои позиции! Сейчас вот тоже предлагается: давайте менять самолет, потому что наши великие артисты не полетят на этом самолете. Почему бы не поговорить на эту тему с исполнительной властью – мы что, сами по себе двигаемся или вместе двигаемся в направлении региона?! Поэтому я предлагаю проголосовать против предложения коллеги Лобова как не соответствующего регламенту Тюменской областной Думы, − заключил Ульянов.

Лобов в ответ сообщил: он доносит до Думы позицию своих избирателей, которые обращаются с жалобами.

− Александр Викторович (Лобов), для заявлений у нас предусмотрена специальная норма, когда выступают представители фракций, − замечает спикер.

Позиции сторон в общем понятны. Сергей Корепанов ставит вопрос о включении в повестку предложения Александра Лобова на голосование. Итоги: «за» − 5, против – 36, воздержался – 1, не голосовал – 1.

Предложение «включить в повестку» не проходит.

Корепанов, соблюдая процедуру, подходит к делу с другой стороны. Он ставит на голосование саму суть обращения к министру транспорта РФ Виталию Савельеву и генеральному директору «Аэрофлота» Михаилу Полубояринову с просьбой сохранить рейсы компании «Аэрофлот» из Тюмени в Ханты-Мансийск. Итоги голосования: «за» – 10, против – 30, воздержались – 2, не голосовал – 1.

Здесь уже есть над чем подумать. За разъяснениями я обратился к председателю Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергею Ямкину, присутствующему на заседании Тюменской областной Думы, тот в ответ пожал плечами:

− Компания «Аэрофлот» Ямал вообще не обслуживает, летают самолеты компании «Россия». «Суперджет-100» − отличные самолеты, мне нравятся.

Стало быть «великие» представители шоу-бизнеса, звезды спорта и прочие до Ямала всетаки долетают.

Если же кого-то интересует мое скромное мнение, то когда менять самолеты, если не сейчас: крупные международные соревнования, в том числе на территории большой Тюменской области, теперь отменены – Россия находится под санкциями WADA. Грех не использовать это время.

Сергей ШИЛЬНИКОВ