ПОЛИТИКА 

ПОЛПРЕД ПРЕЗИДЕНТА В УФО НИКОЛАЙ ЦУКАНОВ ПРОВЁЛ В ТЮМЕНИ СОВЕЩАНИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ 

В Тюмени работал полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Цуканов. Он посетил несколько социальных объектов и провел рабочее совещание с участием должностных лиц центральных министерств, заместителей губернаторов, глав городских и районных администраций, представителей надзорных органов, депутатов Государственной и областной Дум и представителей общественных организаций. 

– В Тюмень всегда приятно приезжать, – сказал Цуканов. – Потому что здесь можно увидеть много передовых практик. Центр «Мать и дитя» – пример частно- государственного партнерства в чистом виде. Налоговые льготы предприятиям привлекают инвесторов, что дает возможность конкурировать со Свердловской областью. 

Николай Цуканов съездил на спортивный комплекс в поселке Боровском, посмотрел Дом культуры в поселке Богандинском. Увиденным остался доволен: «Такие примеры нужно тиражировать». «Можно спорить, как это будет выглядеть – так или иначе, но если есть спортивный зал, есть библиотека, а главное, есть люди, которые это дело продвигают, то территория будет развиваться». 

Полпред отметил, что денег на все, понятно, не хватает, поэтому социальные объекты должны строиться после проведения социологических опросов и сельских сходов – пусть жители сами определяют, что им нужно. 

Социологические опросы показывают: меньше половины населения удовлетворены уровнем медицинской помощи, треть – отрицательно относятся к существующим условиям школьного образования. Такое же положение с экологией. 

– Более половины проб воды из источников хозяйственно- питьевого водоснабжения не соответствует санитарно-химическим нормативам, в Тобольском районе – 70 процентов, − сообщил Цуканов, выступление от комплиментарности плавно переходило к проблемам. 

По словам полпреда, река Тобол, протекающая по Тюменской области, качественно не изменяется. Негативное воздействие приходит из Зауралья. Курганская область сбрасывает «колоссальные объемы сточных вод без очистки, отсюда – описторхоз». Тюменская область – одна из «лидеров» по распространению описторхоза. Рост заболевания в 2018 году составил 15 процентов, что «является прямым следствием состояния водных объектов». Цуканов призвал контрольные органы обстоятельно заняться этим вопросом. 

В Тюменской области тоже «есть чем заняться». «Количество неочищенных сточных вод увеличилось на 28 процентов. В области действует 83 очистных канализационных сооружения. Из них только 31 обеспечивает нормативы очистки». 

Ситуация, прямо скажем, любопытная, поскольку Тюмень располагает эффективными технологиями биологической очистки, способными очищать сточные воды до требований к водоемам рыбохозяйственного назначения (при очистке не используется хлор). Очищенные стоки находятся на уровне питьевой воды. Помнится, не проходило и полугода, чтобы в районах области не сдавались очистные сооружения. Главы районов публично поднимали стакан с очищенными стоками, грозя выпить, и они вряд ли чем рисковали, поскольку существующие на очистных сооружениях химические лаборатории выдавали соответствующий анализ. Куда все подевалось?! Лично для меня это так и осталось загадкой. Заместитель губернатора Вячеслав Вахрин (его выступления не было в повестке) попросил слово, но особой ясности насчет очистки сточных вод не внес. Он говорил в основном о Тюмени и Тюменском районе. 

Схема организованного полпредством совещания выглядела следующим образом. После вступительного слова Николая Цуканова и выступления губернатора Александра Моора, которому, по всей видимости, хотелось не столько говорить самому, сколько послушать полпреда, профильные замы губернатора докладывали о состоянии дел. Потом советники департаментов аппарата полномочного представителя Президента РФ в УФО и чиновники центральных министерств выступали с содокладами. 

Заместители губернаторов докладывали обстоятельно, но сухо. Советники департаментов аппарата полномочного представителя, опираясь на фотографии «Народного фронта», рассказывали о том же, но «в картинках». 

− Согласно социальным опросам, около двадцати двух процентов жителей Тюменской области недовольны состоянием дорог! – чеканила Елена Симоненко, советник департамента аппарата полномочного представителя по вопросам экономической и социальной политики, содокладчица заместителя губернатора Сергея Шустова, который докладывал о реализации национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 

– Только 21,8%! Только! – поправил Цуканов. – У нас есть регионы, где только двадцать два процента населения довольны состоянием дорог, остальные – недовольны. Вы уж, когда ругаете, не забывайте хвалить! 

– Дороги в Тюменской области – одни из лучших в Уральском федеральном округе. По итогам 2018 года свыше 61% региональных автомобильных дорог соответствовало установленным нормативам, − откликнулась Симоненко. − Для сохранения позитивной динамики в области совершаются дорожные работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По оценке Минтранса России, регион находится «в зеленой зоне», работы выполнены почти на 99%, оплачено почти 83% принятых работ. В 2019 году все контракты на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог были заключены своевременно. 

Симоненко упомянула о претензиях антимонопольной службы, но сейчас речь не об этом, «согласно опросам, около 22% жителей области негативно оценивают качество дорог в регионе». 

– На карте убитых дорог Тюменской области, подготовленной общероссийским «Народным фронтом», отмечаются особо опасные участки, требующие внимания органов власти и местного самоуправления (большая половина жалоб − от жителей Тюмени), – продолжала докладчица. – Основные жалобы жителей области – на плохое состояние дорожного полотна, проблемы с освещением дорог, устройством тротуаров и отсутствием парковок. Особая беда – малая протяженность ливневой канализации в столице области – всего 30% от общего количество дорог местного значения. В результате город, по словам тюменцев, постепенно превращается «в Сибирскую Венецию». 

Спикер обратила внимание на недостаточную профилактику дорожно-транспортных происшествий. За девять месяцев наблюдается рост числа погибших из-за неудовлетворительного состояния дорог. 

Отдельная история с федеральными дорогами. Количество АЗС, расположенных вдоль федеральных трасс, снизилось на 27% по сравнению с 2014 годом. Свыше половины АЗС не соответствует установленным требованиям. Аналогичные претензии предъявляются к объектам общественного питания. 

− Для развития объектов придорожного сервиса необходимо создание простого и понятного механизма взаимодействия государства и частных инвесторов, обеспечивающего публичный и простой порядок доступа инвесторов к информационной базе. Отсутствие актуальной, систематизированной, открытой для широкого круга пользователей информации о наличии, местоположении и состоянии реально существующих объектов дорожного сервиса характерно для большинства субъектов УФО, включая Тюменскую область, − Симоненко рекомендовала рассмотреть опыт Ямала по созданию информационного сервиса со схемами размещения имеющихся и перспективных объектов придорожного сервиса. 

Слушая Елену Симоненко и других содокладчиков и докладчиков, которые, вскользь упомянув об успехах, тут же переходили к недостаткам, начинали резать правду-матку, вспоминался фильм «Дело было в Пенькове», когда комсомольцы, заманив директора колхоза в клуб, стали рассказывать ему о непростом житье-бытье. 

Столь непривычный формат совещания (а может, сейчас они именно так и проводятся; обычно подобные совещание закрытые), где верхний начальник, вроде бы уже обозначивший «узкие места», не устраивает разнос нижним, а, наоборот, сдерживает их порыв, можно объяснить тем, что национальные проекты жестко контролируются. И, главное, там прописана персональная ответственность. Так что уж лучше здесь, в присутствии полпреда и представителей центральных министерств, рассказать о проблемах, чем ждать, когда в назначенный срок тебя ткнут носом. Или, того хуже, во время очередной прямой линии Владимира Путина жители какой-нибудь деревни типа Каскара объявят на всю Россию об отсутствии в их местности качественной питьевой воды! 

С дорогами ровно такая же история. Установленные в зале мониторы обильно транслировали убитые дороги, а заместитель губернатора Сергей Шустов говорил, что проблема, конечно, решается (в качестве примера он привел Ново-Патрушево, где жилая застройка заметно обогнала строительство дороги). Николай Цуканов спросил о состоянии ливневой канализации, он видел в соцсетях, как во время дождей дороги в Тюмени и впрямь «превращаются в «Сибирскую Венецию» – по ним плавают на лодках!». 

Отвечать взялся Александр Моор. «Я был мэром, − пояснил он, − поэтому знаю проблему». Губернатор сообщил, что для промывки ливневой канализации он нанял специализированную питерскую фирму (все лето на городских улицах работали машины с фирменной раскраской). Разумеется, ливневок в Тюмени не хватает и при реконструкции дорог сложившуюся ситуацию исправляют. Если же брать новые районы, то же Ново-Патрушево, то там запланирована ливневка. 

Теперь о федеральных дорогах. Тяжелые аварии случаются в основном ночью, когда водители, не имея возможности заехать отдохнуть на стоянку, во время длительных перегонов засыпают за рулем. Полпред предупредил: не надо кивать на лесников, которые не отводят площадки, − при желании, площадки можно найти. Требование делать разгонные полосы – вот что на корню рушит придорожный бизнес. Полосы, понятно, необходимы, но владельцам придорожных АЗС, гостиниц и т.д. их не потянуть. Цуканов настоятельно рекомендовал заместителю руководителя Федерального дорожного агентства Игорю Костюченко «неформально погрузиться в проблему» и «пройти территорию ножками», как это делают представители местных администраций, – тот откликнулся по-военному: «Есть, задачу понял, будем решать!». 

«Сама подготовка к совещанию, − отметил Николай Цуканов, − сделала свое дело». Он упомянул подготовленную табличку, где написано: кто курирует, кто администрирует и кто отвечает. «Без персональной ответственности не обойтись, – подытожил полпред, − без нее сложно говорить о выполнении национальных проектов». 

Судя по происходящему, с этим не поспоришь. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ