ПРЕСС-ОБЗОР 

Событие недели связано с самолетами – со сбитым во вторник над Латакией российским Ил‑20 и потерпевшим катастрофу над Донбассом в июле 2014 года малазийским «Боингом».

Расследование катастрофы с «Боингом» идет ни шатко ни валко (наших специалистов к расследованию не допускают), и в нынешний понедельник в нашем оборонном ведомстве РФ решили покончить с этим делом, заявив, что точно знают, кто сбил «Боинг». 

Представители МО, собравшие пресс-конференцию, начали издалека. Начальник ракетно- артиллерийского управления Николай Паршин напомнил, что по обломкам, найденным на месте катастрофы, которые уже демонстрировали представители совместной следственной группы, известны бортовые номера двигателя ракеты и его сопла. С помощью их, собственно, и удалось выйти на номер самой ракеты (при взрыве он, понятно, не сохранился). 

Ракета, сбившая «Боинг» Malaysia Airlines (рейс MH17) над Донбассом в июле 2014 года, изготовлена в городе Долгопрудном, в Подмосковье, в 1986 году. По данным Министерства обороны, в 2014 году ракета находилась на вооружении воинской части в городе Стрый Львовской области (сейчас – 221-я зенитно-ракетная бригада). 

Николай Паршин сообщил, что в 1986 году её отправили железной дорогой на территорию воинской части 20152 в городе Теребовля Тернопольской области. 

– Достоверно известно, что ракета воинской частью была получена, – сказал Паршин. 

По его словам, в 1986-м часть 20152 (сейчас – 223-я зенитно-ракетная бригада) находилась в составе Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении стояли, в том числе, зенитно- ракетные комплексы «Бук». После распада СССР часть была включена в состав Вооружённых сил Украины. 

– Ракета на территорию России не возвращалась, – подчеркнул Паршин. 

И продемонстрировал подлинные документы о ее перемещениях (истек срок, с документов снят гриф секретности). 

По данным Минобороны, зенитно-ракетная бригада, на вооружении которой находилась сбившая «Боинг» ракета «Бук», привлекалась к антитеррористической операции в Донбассе. 

– Отдельно остановлюсь на воинской части 20152, куда была поставлена ракета (…). Примечательно, что части 223-го полка, начиная с 2014-го, неоднократно привлекались к так называемой антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях, – отметил Паршин. 

Министерство обнародовало аудиозапись разговора украинских военных, сообщает Lenta. ru, демонстрирующая нравы в этой части. 

Разговор произошел в 2016 году в Одесской области при подготовке радиолокационной станции «Малахит», использующейся для обнаружения и сопровождения воздушных объектов. Голос на записи произносит: «Возьми этого керевника (руководителя), возьми Левчука и скажи: «Пацаны, вот если будет вот так, то, *****, ****** (собьем) еще один малайзийский «Боинг»». 

В МО уверены, что голос принадлежит полковнику Вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку, который отвечал за контроль воздушной обстановки в зоне силовой операции в Донбассе. 

В Москве полагают, захват сбившей «Боинг» ракеты ополченцами был невозможен. По словам представителя МО генерал-майора Игоря Конашенкова, ополченцы самопровозглашенных республик не могли захватить сбивший самолет «Бук». 

– Документальных доказательств у нас, конечно, нет, но ранее Киев заявлял: ни одна ракета с украинской стороны на сторону Донбасса не попала. Таким образом, Украина сама опровергла возможность того, что ракету украли представители ДНР и ЛНР, – пояснил он. 

В Минобороны подробно прокомментировали взятые совместной следственной группой (ССГ), куда входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, кадры из Интернета о якобы прибывшем из России в Донбасс комплексе «Бук». 

– Кадры, используемые в качестве доказательства причастности Вооруженных сил России к катастрофе, сфальсифицированы, – заявил Игорь Конашенков. 

На многих кадрах с «Буком» и тягачом с трейлером присутствуют нарушения закона линейной перспективы, согласно которому параллельные линии, расположенные на всех удаляющихся вглубь изображениях, кажутся сходящими в одну точку на горизонте. 

На кадрах с трейлером, перевозившим «Бук», это правило нарушено, в то же время другие изображения, где «Бука» нет в кадре, все соответствует этому закону.

– Построения на изображениях «Бука» и тягача с трейлером дают различные точки схода реперных линий, не совпадающие с точкой схода элементов проезжей части ни по горизонту, ни по положению. Это указывает на фальсификацию видеозаписи, – пояснил Конашенков. 

Помимо этого о видеомонтаже свидетельствуют замеченные на видео нарушения условий освещения объектов – например, когда кабина тягача находится в тени, на некоторых кадрах несколько ее участков ярко освещены, чего не может быть в принципе.

Кроме того, в Минобороны отметили, что на снимках, якобы доказывающих транспортировку «Бука» в Донбасс, запечатлено, как ЗРК движется задним ходом. Для таких маневров необходим регулировщик (его на кадрах нет), поскольку «Бук» не имеет зеркал заднего вида, пояснил Конашенков. 

Но это уже детали. В МО объявили, что они готовы передать озвученные материалы совместной следственной группе. 

Напомним, фрагменты ракеты впервые были показаны 24 мая 2018 года на пресс-конференции совместной следственной группы (ССГ), которая занимается расследованием. Туда входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. (В мае ССГ огласила предварительные итоги расследования трагедии). 

В понедельник часть документации, а именно: паспорт на сопловой блок и формуляр двигателя ракеты была передана в посольство Нидерландов. По словам военного источника «Коммерсанта», дипломатический канал использован для ускорения процесса передачи данных. Другой собеседник рассказал, что делегация из Голландии приезжала в Москву две недели назад и, в частности, «работала с Минобороны и по этим вопросам». 

Официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко назвала представленные факты неоспоримыми и свидетельствующими о причастности украинских военнослужащих к крушению самолета. 

Она напомнила, что СКР с 2014 года взаимодействует с ССГ «в рамках исполнения запросов о правовой помощи Национальной прокуратуры Королевства Нидерландов». 

Комментарии с противоположной стороны были следующими. 

«Заявление Российской Федерации об украинском следе ракеты, которая сбила МН17, – это очередной неудачный фейк Кремля для того, чтобы прикрыть свое преступление, которое уже доказано как официальным следствием, так и независимыми экспертными группами», – заявил в понедельник секретарь Совбеза Украины Александр Турчинов. 

С ним солидарен министр обороны Степан Полторак: «Я хотел бы сказать только одним словом: это неправда, это ложь, это политика Москвы, это очередной фейк РФ». 

Собеседник в МИД Украины подчеркивает, что Россия «оправдывается, а значит, понимает свою вину». 

Новые данные об обстоятельствах крушения малайзийского Boeing в Донбассе раскритиковал и министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон. «Это новый экземпляр российской дезинформации», – заявил он на совместном брифинге с Полтораком. 

В НАТО новости о лайнере не комментировали. «Мы свяжемся с вами, если нам будет что сообщить», – сказал чиновник альянса «РИА Новости». 

Игорь Стрелков, командовавший силами ДНР на момент катастрофы с малайзийским Boeing, заявил, что брифинг Минобороны был «информативным». «Я уже говорил, что ополчение Boeing не сбивало, и единственный «Бук», который был у нас в распоряжении, был наполовину разобран и стоял на стоянке завода «Точмаш»». 

Напомним, суд Северного округа американского штата Иллинойс в январе признал Игоря Стрелкова виновным в смерти пассажиров рейса MH17 и обязал его выплатить компенсацию 25 родственникам погибших – в общей сложности $400 млн. Впрочем, сами истцы признали, что выплатить такую сумму Стрелков не в состоянии. 

Теперь об Ил‑20. В ночь на вторник четыре истребителя F‑16 ВВС Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Сирийские военные попытались отразить удары с помощью зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С‑200, но в результате сбили российский Ил‑20, который заходил на посадку с высоты 5 километров. На борту находилось 15 человек, все они погибли. 

Минобороны РФ возложило ответственность за это на Израиль, поскольку сирийские ПВО сбили российский самолет, целясь в израильские истребители, которые совершали налет на военные объекты на территории Сирии. 

Израильтяне вину не признали, но соболезнования принесли. Телефонный разговор Владимира Путина с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху отчасти сбил накал страстей. Тем не менее президент пообещал: ответные действия России обязательно будут, и «их заметят все». 

Израильтяне опасаются, что теперь Москва будет жестче реагировать на их удары по Сирии. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./