Поток транспорта мчится по руслу магистрали, задавая ритм современной жизни. Сто лет назад это пространство наполнялось совсем иными звуками: конные экипажи да пешеходы направлялись на бывшую Спасскую. Здесь, на нынешней Ленина, 7, высится костёл.

Зерно как символ жизни

Для многих это краснокирпичное культовое здание ассоциируется с Польшей. Откуда в Сибири взялись поляки да еще и возвели тут базилику?

Мэтры архитектуры Святозар Заварихин и Борис Жученко дают такую оценку храму: «Костел невелик, скорее напоминает часовню. Декор его скромен и, как у всех неоштукатуренных зданий, геометричен. Находящееся на углу больших улиц Ленина и Перекопской здание тем не менее почти незаметно – настолько нейтральна его архитектура». Но для католиков это самый заметный дом. Его построили ссыльные поляки, оказавшиеся в Сибири после восстания 1863 года или приехавшие по собственному желанию в последующие десятилетия.

Во второй половине XIX века выходцев из царства Польского в Тюмени было немного, держались они обособленно. Так как своего храма не имели, то арендовали у богатых русских купцов в двухэтажных каменных особняках подвальные помещения, где собирались по воскресеньям петь псалмы и читать Священное Писание. В 1902 году тюменские поляки начали собирать деньги на строительство молитвенного дома. Активную роль в богоугодном деле сыграли управляющий кожевенным заводом братьев Колмогоровых Юзеф Дитрих и фельдшер Юзеф Карнацевич, отец знаменитого доктора, почетного гражданина г. Тюмени Станислава Карнацевича.

В жаркий солнечный день 12 июля 1903 года католики заложили фундамент дома молитвы. Разрешение на его постройку подписал городской голова Андрей Иванович Текутьев. Под фундамент поместили закладную грамоту, монеты, газеты, чтобы потомки узнали о годе его закладки, и зерно как символ жизни. Текст грамоты впервые на русский язык перевел президент польского культурно-просветительского общества «Лятарник» Сергей Филь. Приведу фрагмент: «Благодаря радостным стараниям ксендза Леона Святополка-Мирского собрали мы около 5000 р., сумму эту с общего согласия прихожан используем, чтобы возвести дом молитвы (часовню) во Славу Бога. Дождавшись столь радостной минуты, ободренные горячими словами приходского ксендза Пжесмыцкого, представляем это свидетельство как задаток и обязательство поспешного – аккуратного и Богобоязненного окончания начатой работы».

В 1905 году в России вышел указ Николая II о терпимости к иным вероисповеданиям, и поляки приняли решение возвести не дом молитвы, а костел. Но в процессе строительства возникли денежные затруднения. Викентий Поклевский-Козелл, сын известного промышленника, жертвует необходимые средства, в результате строительство римско-католического костела св. Иосифа Обручника Пресвятой Девы Марии успешно завершается.

Храм воздвигли в честь этого святого не случайно. Иосиф является покровителем семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ссыльным было нелегко жить вдали от родины. Кроме того, самым распространенным именем среди поляков на то время было имя Юзеф (Иосиф).

Рядом с церковью сложили деревянный дом в два этажа для ксендза (священника) и органиста, еще поставили сторожку. Первым ксендзом был Юзеф Ундерис.

Графа в паспорте

Удивительно, как костел не снесли в годы воинствующего атеизма! Снести – не снесли, но дом Божий, как и культовые здания других конфессий, настрадался на своем веку.

043-12-1Катком по судьбе тюменских поляков-католиков прокатились события Гражданской войны. Польская армия, профинансированная Францией, 25 марта 1920 года вторглась в советскую Украину. Началась советско-польская война. В ходе ее Красная армия потерпела крах под Варшавой, и надежды большевиков вонзить «красный штык» в Европу разбились. 18 марта 1921 года был подписан мирный договор, польские семьи репатриируются на родину. Но те, кто остался, вынуждены скрывать свою национальную и религиозную принадлежность. Польша стала врагом номер один. По стране покатилась волна террора. Служителей культа уничтожали, многих поляков репрессировали и расстреляли как «французских шпионов». В 1938 году в СССР из 500 костелов сохранились лишь два.

В 1929 году тюменский костел передали под клуб директоров. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался склад воинской части. Судьба привела в него эвакуированного в годы войны Михаила Рощевского, сына известного тюменского ученого, доктора исторических наук Павла Рощевского.

– Когда я зашел в бывший костел, то обомлел: столько продуктов! – рассказывает Михаил Павлович. – Мне выдали паек, я обрадовался, что не будем голодать. Этот радостный момент забыть невозможно. Семья наша была атеистическая, но не воинствующая. Иногда я приезжаю в Тюмень, мне приятно, что старинный костел уцелел и выглядит красиво.

Позади драматичное время, когда поруганная святыня разрушалась. Здание передали краеведческому музею, затем ТюмГУ. Университет отреставрировал памятник архитектуры, открыл в нем Дом ученых.

В 1994 году, к 50-летию области, в Тюмень доставили орган и разместили в костеле. Уникальный музыкальный инструмент появился стараниями директора творческой компании «Культурная миссия» Андрея Тюрина. Профессиональный музыкант, Тюрин убедил власти области, что тюменцы должны слушать произведения великих классиков в оригинале. Стоимость органа – 240 тысяч дойчмарок – оплатил бюджет. Это было знаковое событие в жизни костела. хотя здание еще служило светским мероприятиям, но впервые за столько лет забвения в нем звучала божественная музыка. После орган разместили в филармонии. В марте 1995 года башню костела украсил крест. Ксендз Казимир Юзьвик географически расширил приход. Благодаря его стараниям установлен напрестольный крест. У алтаря свои места заняли деревянные фигуры св. Иосифа и Пресвятой Девы Марии.

Сейчас в римско-католической церкви тоже установлен орган, это дар из Германии. Храм передан Новосибирской Преображенской епархии. в нем проводятся праведные мессы, звучат они на русском языке. Среди нынешних тюменских католиков не только поляки и немцы, но и русские. Нынешний ксендз – отец Лешек из Польши.

Что есть чудо?

Двор возле костела хранит свою загадку: якобы был тут проложен подземный ход. Если это так, то куда он вел?

– Ход и сейчас существует, – утверждает католик Игорь. Он каждый день заботливо обихаживает территорию возле храма, знает каждый ее участок.

– Раньше тут стоял дом священника, от него и шел специальный проход, – объясняет Игорь, – по нему ксендз и органист направлялись в помещение костела. Дом снесли, переходом тем уже не воспользоваться.

– А что за непонятное строение в центре двора?

– К храму оно не имеет отношения, это как раз то, что осталось от идеи строительства ресторана. Хотели поставить тут замысловатое здание, протянуть его от соседнего старинного особняка к нам. Но Бог не дал.

– Может быть, вы знаете чудесные истории, связанные с костелом?

– Какое чудо вы ищете? Вы сами – чудо, – твердо заявил мой собеседник.

043-12-3Ну, конечно, это же в Священном Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Но когда вдруг незнакомый человек напоминает об этом, душа откликается.

– Жизнь каждого человека – чудо, – продолжил Игорь. – Создатель заботится о каждом. В трудную минуту верующий просит о помощи. Неужели вы или кто-то из ваших близких не обращались к Отцу Небесному?

– Да, и после признавали, что Господь помог справиться с болезнью, дал силы.

– Так если бы вы попросили родного отца подать стакан воды, неужели бы он отказал? А разве мир вокруг нас не чудо? Надо радоваться жизни, любить Бога и ближнего. Если человек верит, по вере ему и воздастся.

Напоследок мой собеседник напомнил латинское выражение, которое как доброе пожелание можно адресовать костелу: «Пусть дом этот стоит, пока муравей не выпьет волн морских, а черепаха не обойдет весь мир».