Улица Осипенко наверняка названа в честь какого-нибудь героя революции или войны, считает большинство тюменцев. Ан нет! Это летчица, Герой Советского Союза, совершившая пять мировых авиационных рекордов.

Встреча с Ворошиловым

Полина Осипенко родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Запорожской области (Украина). В бедной семье ремесленника она была девятым ребенком. Чтобы не умереть с голоду, с раннего детства девочке приходилось батрачить у зажиточных селян.

После революции в ее родном селе организовался колхоз, и девушку направили в Киев на курсы птичниц. По окончании стала заведовать колхозной птицефермой. В 1926 году вышла замуж за односельчанина, военного летчика Степана Говяза. Так бы и осталась Полина птичницей, если бы в 1930 году близ Новоспасовки не совершил посадку учебный самолет. Больше всего ее поразило то, что среди летчиков была женщина, и молодая колхозница твердо решила научиться летать. Поступить в Качинскую летную школу с первого раза не удалось. Тогда муж стал помогать ей осваивать летное дело. И тут счастливый случай сыграл свою роль в судьбе настойчивой девушки. В училище прибыл нарком обороны Климент Ворошилов, Полина не постеснялась обратиться к нему с просьбой зачислить ее в курсанты.

После окончания Качинской школы военных пилотов она усиленно готовилась к авиационным рекордам и в этот ответственный период пережила личную трагедию – Степана объявили «врагом народа». Лишь через несколько лет Полина согласилась стать женой Александра Осипенко, однополчанина, которого знала еще по летной школе.

Знаменитый рекорд

Осипенко установила пять мировых авиационных рекордов высоты и дальности полетов для женщин. В 1937 году она поднялась на высоту 9100 метров, которую до нее не брала ни одна женщина-летчица. После высотных рекордов решила перелететь огромную страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал Климент Ворошилов. 2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, Веры Ломако и Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь – Киев – Великий Новгород – Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км.

24 сентября 1938 года двухмоторный самолет «Родина» взял курс с подмосковного аэродрома Щелково на восток. «Это был перелет мужества и драматизма, блестящего мастерства и трагизма. Вся страна следила за рейсом хорошо известных трех отважных женщин: командира корабля Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой, – писали газеты. – Пробираясь сквозь облака, самолет шел в слепом полете, приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре появился еще один коварный враг – обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчицы до предела увеличивали обороты винта. За штурвал воздушного корабля села второй пилот – капитан Полина Осипенко. Сплошная облачность не кончалась. Началась болтанка. Полина набирает высоту. Члены экипажа надевают кислородные маски. После Урала из-за холода отказывают приборы, прерывается связь с землей. Штурман вынужден то и дело открывать люк, высовываться наружу и под леденящей струей воздуха напряженно разглядывать звездное небо, чтобы определить местонахождение машины и точно проложить курс. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализирующая, что бензина осталось на полчаса. Срочно требовалась посадка. Валентина Гризодубова и Полина Осипенко посадили самолет с убранными шасси на болото в верховьях таежной реки Амгуни, тем самым избежали гибели. Точного места приземления никто не знал, начались поиски. Экипаж был обнаружен 3 октября, отважных женщин подобрал в тайге катер «Дальневосточный». За 26 часов 29 минут беспересадочного полета «Родина» преодолела расстояние в 6450 км. Есть мировой рекорд!».

За свой подвиг летчицы получили звания (первыми из женщин страны!) Героев Советского Союза.

В Москву экипаж возвращался поездом. На станциях следования устраивались митинги, народ хотел видеть рекордсменок. Не исключением стала и Тюмень, где, выйдя из вагона, Полина Осипенко приветствовала радушных сибиряков. Отважная летчица становится любимицей страны. Тысячи девушек мечтали стать такими, как Полина.

1 Мая 1939 года Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью.

Летное мастерство Полины Денисовны было оценено в Генеральном штабе РККА, она стала командиром звена в одной из авиачастей Харьковского гарнизона. Старшие начальники отмечали ее исключительное хладнокровие, находчивость и смелость. Дальнейшие места службы – Житомир, Киев, Московский военный округ. Ее назначают инспектором ВВС при Генштабе. Но все оборвалось в один миг...

В 1939 году во время учебно-тренировочных сборов она разбилась вместе с начальником летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. До сих пор не ясно, почему два таких аса не смогли избежать катастрофы. Похоронена Полина Осипенко в Москве, у Кремлевской стены. Ее муж, генерал-лейтенант Александр Осипенко, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, скончался в 1991 году. Бесспорно, и майор Полина Осипенко была бы на фронте.

Имя отважной летчицы носят Одесская военная авиационная школа, Днепропетровский областной аэроклуб, Бердянский учительский институт. Во многих городах России есть улицы Осипенко. В Тюмени была улица Томская, затем стала Ежова, в честь грозного комиссара внутренних дел. А когда соратника Сталина признали врагом и расстреляли, то срочно переименовали улицу. Так она стала Осипенко.

Было бы справедливым в память о советской летчице, рекордсменке мира установить на одном из зданий улицы мемориальную доску.

Бывшая Томская

Улица Осипенко небольшая: начинается у Челюскинского моста и заканчивается у Профсоюзной. Ранее она продолжалась до железной дороги, далее шел пустырь. Сейчас и железной дороги той нет, и пустырь застроен домами. Самым известным зданием на улице является 12-этажный Дом печати. В нем располагаются различные СМИ, в том числе «Тюменская правда» – единственная в области газета, награжденная орденом Трудового Красного Знамени.

По соседству с резиденцией журналистов за два года вымахал административно-торговый комплекс. Его автор – архитектор Ляхова. В октябре 2008 года в здании открылся первый в Тюмени бизнес-центр класса «А» – «OWENTAL TOWER». Теперь это 15-этажное здание – самое высокое на улице Осипенко. За ним тоже расположилась высотка. При ее строительстве снесли дом Гуляевых.

«…Молодой семьянин Александр Матвеевич Гуляев в 1936 году купил дом высокий, светлый, на шесть окон. Это стало большим семейным событием, правда, пришлось продать все нажитое, и даже любимую швейную машинку молодой хозяйки Веры Федоровны. Зато у семьи появилась своя крепость… – отмечает родственница певца Татьяна Гуляева. – Вскоре в доме появился первый музыкальный инструмент – двухрядная гармонь, без которой не проходил ни один семейный праздник: отец играл, а мать пела. Гармошка полюбилась Юрию, овладеть которой не представляло для него большого труда. О нем быстро узнала вся детвора с окрестных улиц». Конечно, жаль, что отчий дом народного артиста СССР, солиста Большого театра, лауреата Государственной премии СССР Юрия Гуляева не сохранился.

Бывшая Томская сильно изменилась. На смену деревянным домикам с палисадниками и огородами приходят многоэтажные здания. «С деревенским видом улицы пора кончать», – как-то заметил архитектор Константин Стержантов, проектировавший застройку Осипенко. Наверное, он прав. Но в этих особнячках была какая-то душевность, о чем с ностальгией вспоминают пожилые горожане.

Особенно интересна та часть улицы, где остались исторические постройки. Например, четырехъярусное каменное сооружение со смотровой площадкой наверху по ул. Осипенко, 35. Это единственный в городе сохранившийся образец пожарной каланчи. В старые времена пожарные несли здесь круглосуточную вахту. За долгие годы каланча, понятно, обветшала. Отремонтировать бы старинную постройку и открыть в ней музей истории пожарного дела в Тюмени!

Напротив стоит обновленный особняк № 32 – бывший флигель усадьбы Волковой. Он полукаменный – полудеревянный, фасад украшен резьбой. Рассказывают, что один купец на спор «превратил» за ночь свой деревянный особняк в каменный, от фундамента до крыши обложив его кирпичом. Может быть, это и есть дом с сюрпризом, про который сложили легенду?

В кирпичном здании №21 находится муниципальное общежитие, ранее принадлежавшее швейной фабрике. Есть версия, что в купеческие времена это был «дом с красными фонарями».

На Осипенко, 19 долгие годы собирались на творческие встречи, семинары тюменские литераторы. Дом писателей – так и назывался этот добротный купеческий особняк. Но сейчас писатели перебрались на новое место жительства.

082-4-2В одном из деревянных домишек в 20-х годах прошлого столетия жил будущий председатель Совета Министров Союза ССР, член Политбюро ЦК КПСС Алексей Косыгин.

На Осипенко, 1 в 1976 году по инициативе Виктора Муравленко, возглавлявшего Главтюменьнефтегаз, был построен первый в городе дворец – Дом техники и культуры нефтяников. Его проект, отмеченный бронзовой медалью ВДНХ, разработала творческая группа архитекторов Гипротюменьнефтегаза. После недавней масштабной реконструкции здание видоизменилось, иначе называется и ДК – Тюменский областной Дворец культуры «Нефтяник» им. В.И. Муравленко.

В начале улицы возвышаются современные жилые дома улучшенной планировки, благодаря чему с моста Челюскинцев открывается довольно приятная панорама города. Возле новостроек улица благоустроена, а в 50-х годах прошлого века в этом районе были деревянные тротуары, спасавшие прохожих от грязи. Да, жизнь меняется!