Девять тысяч областных дорог, шесть тысяч – муниципальных

Работники дорожного хозяйства закрывают строительный сезон. Итоги подводит начальник областного управления автомобильных дорог Алмаз ЗАКИЕВ:

– Нашему региону повезло (есть с чем сравнить, так как отслеживаем ситуацию в других субъектах Федерации) – и правительство, и Дума Тюменской области уделяют очень много внимания дорожному строительству, и самое главное – выделяют на это финансовые средства. Нам удается осуществлять интересные проекты как в Тюмени, так и в других муниципальных образованиях юга области. В прошедшее воскресенье тюменские дорожники встретили свой профессиональный праздник в приподнятом настроении, ведь у них есть работа, где можно проявить свои знания, применить какие-то технические новшества и в итоге получить законченные объекты, которыми можно гордиться.

2010-й год был ознаменован тем, что ввели автомобильную дорогу Ялуторовск–Ярково. Пятьдесят четыре километра! Это очень старый проект, который несколько раз приостанавливался, затем возобновлялся. Дорога соединила две федеральные трассы – Тюмень–Тобольск–Ханты-Мансийск и Тюмень–Ишим–Омск. Плюс десяток населенных пунктов Ярковского района получили подъезды в твердом исполнении. Раньше к этим деревням вели только грунтовые дороги, в распутицу выехать оттуда было невозможно.

Участвуем в серьезном дорожном проекте – «Реконструкция центральной магистрали города Ишима – улицы Карла Маркса». Выполняем функции заказчика, технического надзора и строительного контроля.

В Тюмени завершили сооружение путепровода на Мориса Тореза. Продолжаем реконструкцию улицы Республики с её расширением. В районе рынка «Солнечный» построили первый подземный пешеходный переход и надземные – на объездной дороге. Всё это значимые для областного центра проекты.

– О подземном переходе было много толков в народе, в том числе муссировались слухи о стоимости строительства…

– Считаю, что дорожники сделали большое дело – построили первый в Тюмени красивый подземный переход, в нём сухо и светло. Аукционы у нас открытые. Если кто-то считает, что может построить дешевле, – пожалуйста, на аукцион!

– И всё-таки, какова стоимость этого объекта?

– Около трехсот миллионов рублей. Второй   подземный пешеходный переход будет строиться на перекрёстке улиц Республики и Горького. Не у драмтеатра, как предполагалось ранее. И это вполне целесообразно. Уже есть решение главы города по этому поводу.

Ещё один значительный нюанс в деятельности дорожников Тюменской области – содержание автомобильных дорог в нормативном состоянии и своевременный их ремонт, поскольку дорожная сеть достаточно старая, построена 20-30 лет назад. В этом году нам удалось отремонтировать очень большое количество областных дорог – около четырехсот километров.

Продолжаем реализацию большого проекта – «Обход города Тюмени» – на разных участках. Важные элементы областной программы дорожного строительства – две транспортные развязки на федеральной автодороге: на двадцать третьем километре – в Каскаре и на 244-м – в Тобольске. Сооружение их начиналось по совместной программе Тюменской области, Югры и Ямала   «Сотрудничество», но так как оба объекта находятся на федеральной трассе, эти проекты были приостановлены до тех пор, пока мы не договорились с Федеральным дорожным агентством о механизме дальнейшего строительства. Сегодня сооружение развязок ведётся, и уже есть завершенные участки.

Ещё один важный момент нашей деятельности связан с активным ремонтом в течение нескольких лет муниципальных дорог во всех райцентрах Тюменской области. Жители сел   уже не чувствуют себя ущербными, так как имеют нормальные улицы в асфальтобетонном покрытии, по которым без проблем можно ездить на автомобилях и даже ходить на каблуках.

– Алмаз Рашитович, недавно по телевидению показывали сюжет об открытии в Тюменской области дороги на Север. Мне удалось увидеть только конец передачи. Что это за трасса?

– По программе «Сотрудничество» несколько лет велось строительство автодороги Тюмень –Ханты-Мансийск (через Горноправдинск), которое, наконец, завершилось. Это более короткая трасса, соединяющая столицу Югры и областной центр. Путь сократился на 276 километров. Раньше ездили по маршруту Тюмень–Нефтеюганск и далее налево по федеральной дороге до Ханты-Мансийска.

– Ваше ведомство в этом строительстве участвовало?

– При реализации дорожных проектов по программе «Сотрудничество» мы являемся государственными заказчиками, бюджетополучателями. Естественно, контролируем ситуацию, с нас эту обязанность никто не снимал. Но заказчиками строительства являются наши коллеги – дорожные департаменты ХМАО и ЯНАО, поскольку это их дороги, в том числе и вновь построенная.

– В последнее время финансирование дорожного строительства в регионе открывается с большим запозданием. С чем это связано?

– Механизм возврата из федерального бюджета НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – Авт.) в регионы был провозглашен, но никто не знал, как он будет работать. Поэтому финансисты достаточно осторожно подходили к вопросу выделения средств. Чтобы нормально строить и ремонтировать дороги, деньги нужны в начале года, учитывая сезонный характер работы и то, что регион не имеет своих материалов для дорожного строительства, их необходимо комплектовать заранее. И всё же с программой справляемся, хотя последние аукционы провели 25 августа. Работа на дорогах ещё идёт, но, думаю, она будет выполнена на сто процентов. Кризисные процессы практически миновали, надеемся, что в будущие годы ситуация с финансированием изменится.

– А во сколько сегодня обходится строительство километра дороги в Тюменской области?

– В 28 миллионов рублей. Это средняя стоимость километра введённых за последний год дорог. Смею утверждать, что это одно из самых дешевых строительств дорог в мире, несмотря на то что у нас очень плохие транспортные схемы.

– Есть мнение, что в Тюмени отказались от реконструкции и строительства дорог, по крайней мере, в прежних объемах, а перешли на фрезерование дорожного полотна. (Насколько мне известно, в прошлом году таким образом починили 65 километров дорог). Не хватает средств?

– И нынче в областном центре отремонтировали примерно столько же дорог. Действительно, с 2001 года проводили полномасштабную реконструкцию городских улиц – с их расширением, заменой оснований, коммуникаций, освещения. В год реконструировали по 50 километров! Объём бюджетных средств несколько снизился по сравнению с прошлыми годами. Это реальность, и с этим приходится мириться. Поэтому сегодня больше внимания уделяем лёгкому ремонту, когда методом холодного фрезерования снимается верхний изношенный слой асфальтобетона и укладывается новый. Но есть преимущество. Ремонт идёт быстрее. Тем не менее за прошлые годы успели реконструировать много городских улиц, а сейчас поддерживаем их в порядке, в том числе и методом фрезерования. На сегодняшнем этапе это нормально. Единственная улица в Тюмени, которая сейчас реконструируется в полном объёме, – Республики: от моста Влюблённых до Пермякова. В прошлом году строители прошли участок до улицы Орджоникидзе, в этом – уже на подходе к улице Горького. В планах 2011 года – дойти до пересечения с улицей Мельникайте. Необходимость реконструкции главной магистрали города назрела давно в связи с «пробками». Надеюсь, что по окончании работ их станет меньше.

– Но остаются неосуществлённые проекты, о которых вы не раз говорили. Какова их судьба?

– По оценке жителей и гостей города, сейчас в Тюмени ровные и широкие дороги. Хотя необходимость в реконструкции улиц ещё есть, а также в строительстве транспортных развязок. Всё зависит от объёма финансирования. Нельзя сбрасывать со счетов и другой аспект. Несмотря на то, что областное управление автодорог действует от имени государства, как любой застройщик, оно обязано получить полный пакет проектной документации с разрешением на строительство транспортных развязок. Процесс всегда непростой, когда требуется изъятие земельных участков и оформление их в собственность города, а также согласование с владельцами сетей. По некоторым объектам он может длиться и до пяти лет. По этой причине затянулось строительство путепровода на улице Мориса Тореза, где пришлось снести 84 частных дома. Ушло немало времени и средств. На сегодняшний день эта транспортная развязка действует, но пешеходные переходы пока в работе. Окончательным документом, говорящим о завершении строительства, будет разрешение на ввод, который получим не раньше 2011 года. Это тоже длительная процедура, в том числе оформление развязки в собственность, изготовление паспортов БТИ.

– Много лет градостроители и общественные деятели говорят о том, что нужна хотя бы одна (в лучшем случае две, а то и три) новая транспортная развязка через Транссиб. Из многонаселённых микрорайонов, расположенных за железной дорогой, трудно уехать в центр города. Два существующих путепровода уже не справляются с транспортной нагрузкой. В первую очередь, речь шла о сооружении моста в районе улицы Монтажников. Говорилось, что работы будут начаты в 2008-м, затем – в 2009 году. Но строительства нет до сих пор. Почему?

– Документация готовится, пока разрабатывается проект. Решение о начале строительства, наверное, примут уже городские власти. Сегодня во всех муниципальных образованиях действует механизм софинансирования программы дорожных работ – участвуют и муниципальный, и областной бюджеты, поскольку муниципалитеты не имеют достаточной доходной базы, чтобы строить дороги. До вступления в силу в 2006 году ФЗ-131 все программы дорожных работ осуществлялись за счёт бюджета Тюменской области.

На сегодня много и готовой документации на транспортные развязки. Например, на реконструкцию улицы 50 лет Октября с устройством тоннелей на пересечении с Профсоюзной, Мельникайте, Пермякова. В принципе, можно было бы строить, но руководство города и области будет принимать решение о приоритетах дорожных объектов. Разрешений на строительство пока ни по одной развязке не имеем.

– Каковы перспективы на будущий год?

– Губернатор ставит задачу в первую очередь сделать окружную дорогу. В 2011 году начнём строительство транспортной развязки, соединяющей северный обход Тюмени с Тобольским трактом, чтобы часть транзитного транспорта, от которого город задыхается, вывести за его пределы. В перспективе планируется строительство (документация готовится) восточного обхода, чтобы полностью закольцевать объездную дорогу, и сооружение ещё одного моста через Туру, а также путепровода через железную дорогу. Необходима транспортная развязка на Московском кольце, здесь наша головная боль – постоянные пробки. Не могли начать строительство из-за того, что земля федеральная, а механизм её перевода в областную собственность не отработан. Сейчас этот вопрос решается, надеемся в 2011-2012 году к сооружению развязки приступить.

– Алмаз Рашитович, почему на строительстве дорог заняты в основном иностранные рабочие из ближнего зарубежья? Своих нет?

– Это вопрос квотирования рабочей силы. Мы, как заказчики, не имеем права вмешиваться в этот процесс ни юридически, ни морально. Подрядчики, когда выигрывают аукцион, исходя из бюджета стройки, сами планируют – выгоднее ли им нанимать местных рабочих или приглашать из других регионов. Граждане ближнего зарубежья работают только в Тюмени. На областных дорогах заняты жители райцентров. В каждом ДРСУ, а их двадцать два на юге области, трудится по сто-сто пятьдесят человек.

– А какие организации задействованы в строительстве, на ремонте и содержании дорог?

– Сегодня любая стройка – малая и большая – разыгрывается на аукционе. Побеждают разные организации. Есть крупные представители на рынке дорожных работ. Прежде всего это ТОДЭП – областное предприятие, в составе которого в каждом районе имеется дорожное ремонтное строительное управление. Оно исторически занимается ремонтом, содержанием и строительством дорог. Известная компания, которая выигрывает аукционы, – это «Аэродромдорстрой», она работает в Тюмени и по всей России. Представлены на рынке средние компании – «Пышмаавтодор», тобольский «Сибдорстрой», а также мостовые и проектные организации. В соответствии с законодательством часть дорожных работ (от 10 до 20 процентов) мы должны представлять субъектам малого бизнеса, у нас их много трудится. Всего в дорожном строительстве региона занято около полсотни предприятий.

– Есть мнение, что тендеры выигрывают одни и те же участники.

– В соответствии с законодательством выигрывает предложивший минимальную цену. Идёт конкурентная борьба, требования у нас очень жёсткие. За генподрядчиком остается право выбирать субподрядчиков, их работает на строительстве дорог иногда до двадцати. Качество и сроки мы спрашиваем с генподрядчика.

– Тюменские учёные обижаются, что вы неохотно используете их разработки в дорожном строительстве.

– Категорически с этим не согласен. Сейчас проводится эксперимент на дороге Аромашево–Юргинское. Используется технология укрепления местного грунта без применения щебня. К сожалению, эксперимент проходит сложно, но мы доведём его до конца. В Восточном административном округе Тюмени положили такую улицу. Посмотрим, как покрытие переживёт зиму. Пока нет оснований говорить, что такая дорога обойдётся дешевле. Два года назад проводили эксперимент с участием ТюмГАСУ, смешивали местный грунт с цементом и с добавкой «ринолит». Дорога треснула…

В регионе две тысячи километров грунтовых дорог, которые нуждаются в твёрдом покрытии, поэтому ждём интересных предложений. Готовы экспериментировать и дальше, выделяем на это средства. А пока в процессе строительства дорог применяем на верхних слоях высокопрочный асфальтобетон, щебеночно-мастичный. Много у нас инновационных технологий по безопасности дорожного движения – освещение пешеходных переходов, оригинальные знаки, которые дают большой эффект.

 В регионе две тысячи километров грунтовых дорог, которые нуждаются в твёрдом покрытии, поэтому ждём интересных предложений.