ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БЫТЬ ЛИ ДЕТСКОМУ ПАРОХОДСТВУ В РЕЧНОЙ СТОЛИЦЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА?

Окончание. Начало в №5.

– На мой адрес по улице Мелькайте, – говорит хозяйка туристического агентства «Академия путешествий» Елена Левенских, – зарегистрировано 17 августа прошлого года АНО «Центр профориентации и патриотического воспитания «Тюменское детское речное пароходство». Директором этой автономной некоммерческой организации я являюсь не случайно, так как очень хочу участвовать в серьезной работе с детьми. В начале восьмидесятых сама проходила профессиональную подготовку в тюменском клубе юных моряков. 600 подростков тогда окончили полный цикл обучения. Кстати, за ними потом в жизни не числилось ни одного правонарушения.

У входа в небольшое помещение разлеглись небольшие шлюпки – свидетельницы прежних флотских походов.

– Летом ребята из отрядов мэра покрасили ялики, – продолжает Елена Викторовна. – С тех пор они захаживают ко мне в турагентство с просьбой записать в речное пароходство. Пока «кормлю» подростков «завтраками».

Пока разговаривали, подошли председатель попечительского совета АНО, полковник МВД запаса Геннадий Сидоров и капитан-наставник Василий Болтунов, командированные президиумом Союза землячеств Тюменской области для создания материально-технической базы детского пароходства и организации системы дополнительного образования в Тюмени. Нам предстоит обстоятельная беседа о проблемах.

Начали с обеспечения речными судами. Нужен теплоход, отвечающий требованиям безопасности при обучении курсантов. В АО «ТранснефтьСибирь» есть подходящий – пассажирский теплоход «Приобье», уже который год не используется, и по этой причине его в ближайшем будущем собираются пустить на металлолом. И курсанты АНО «ТДРП» лишатся возможности заниматься практически: подобного судна в хорошем состоянии в Тюмени больше не найти.

– Детские речные пароходства и клубы юных моряков с учебными теплоходами, – поднимает градус беседы Елена Викторовна, – имеются в Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Северо-Двинске, Калининграде, Севастополе, Костроме, Новосибирске, Красноярске, в городах Дальнего Востока. Можно сказать, ни по одному на федеральный округ, кроме Уральского. Мы в Тюмени – речной столице УФО – за полгода написали немало писем в различные инстанции на предмет оказания помощи в создании материально-технической базы детского пароходства. Пока ничего, кроме отписок. Как будто в стране нет проблем с воспитанием подростков. Для того же ПАО «Транснефть» безвозмездная передача детскому пароходству теплохода «Приобье» – непрофильного актива – ничего не стоит. Но замолвить за нас слово некому!

Тюменцы и жители большого региона помнят красивейший пассажирский теплоход «Генерал Карбышев». Сегодня этот ветеран речных маршрутов продан Обь-Иртышским пароходством в Сумкинскую РЭБ (г. Тобольск) для резки на металлолом. А можно было бы поставить этого красавца на вечную стоянку в акватории Туры, в конце набережной. Во-первых, это дань уважения легендарному герою Великой Отечественной войны. Во-вторых, памятник тюменскому судостроению. «Генерал Карбышев» – единственный сохранившийся пассажирский теплоход, построенный на стапелях судостроительного завода. И потом судно могло стать одним из объектов туризма. Почему бы на борту теплохода не создать музей генерала Карбышева и истории тюменского судоходства и судостроения? Здесь познавали бы профессиональные тайны курсанты детского речного пароходства. Стоянку «Генерала Карбышева» есть смысл превратить в причал АНО «ТДРП» для учебного теплохода и шлюпок.

По мнению капитан-наставника, для подготовки курсантов необходимо иметь кабинеты – судомеханический, парусного дела, судоводительский, кают-компанию с информационномузейным центром, которые должны быть оснащены современным мультимедийным и другим оборудованием, наглядными пособиями. К ним следует присовокупить спортивный и тренажерный залы. Одним словом, детскому речному пароходству требуется подходящее помещение.

Инициаторы предлагают рассмотреть передачу АНО «ТДРП» дома № 36 по улице Семакова, как варианты – помещения по улицам Котовского, Боровской, Пристанской… Разумеется, для деятельности пароходства нужно и кадровое обеспечение. Ведь программа, рассчитанная на четыре года, запланирована на 576 учебных часов.

– Россия, интенсивно развивая кораблестроение, уже в ближайшие годы станет ведущей морской и речной державой, – говорит председатель попечительского совета Геннадий Сидоров. – На маршруты выходят современнейшие суда различного назначения, включая военно-морские. Возможно, морскому и речному флоту будут переданы экранолеты – суда нового типа. Уже скоро флоту потребуются тысячи хорошо подготовленных капитанов, штурманов, инженеров и механиков.

Досадно, что аргументы Геннадия Петровича не доходят до сознания наших чиновников и руководителей крупных компаний. Прошло полгода после регистрации АНО, а помощи как не было, так и нет.

– На получение грантов мы пока не можем рассчитывать, поскольку существуем недавно, – сетует директор Елена Левенских. – Если даже в ближайшее время выйдем на них, то сумма грантов, опять же по этой причине, будет невелика. Эти средства пойдут на мероприятия для детей, на ставки преподавателей. Пока же проводим занятия на голом энтузиазме, да помогают бывшие курсанты клуба юных моряков, отрывая средства от своих семей.

– Это что, по зову души? – изумился я.

– Флотская дружба не ржавеет, – улыбается Елена Викторовна. – На флоте посторонних людей не бывает. Сплоченная команда – это на всю жизнь. Радость и беда – на всех одна. Из разных городов и весей собирались на 45-летие выпускники клуба юных моряков. Были и 15 человек из моего взвода, с которыми я поделилась планами возрождения детского речного пароходства. С той поры они интересуются подвижками в нашем деле и присылают деньги.

Если нам помогут оснастить «Детское речное пароходство», мы воспитаем много достойных граждан великой России!

НА СНИМКЕ: Геннадий Сидоров, Елена Левенских и Василий Болтунов.

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/