ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БЫТЬ ЛИ ДЕТСКОМУ ПАРОХОДСТВУ В РЕЧНОЙ СТОЛИЦЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА?

В конце мая прошлого года на собрании представителей ветеранских организаций Союза землячеств Тюменской области, объединяющего более двух тысяч человек, говорили об активизации работы по патриотическому воспитанию и профориентации молодежи.

Повестка была не дежурной, как у нас часто случается. Эти достойнейшие представители нашего общества весьма озаботились непростой ситуацией с подрастающим поколением, в том числе и с собственными внуками. Тогда поддержали проект ишимского землячества «Из уст участника войны». Каждый из ветеранов также наметил себе график встреч с детьми, чтобы рассказать им о крестьянском подвиге стариков и детей в годы Великой Отечественной войны. Благо, что члены землячеств были в курсе – сами готовили такие материалы в крестьянскую энциклопедию, а также выступили инициаторами и в разной степени участниками строительства мемориального комплекса на территории аграрного университета Северного Зауралья. Прозвучало еще несколько инициатив. Во время обсуждения одной из них разгорелась дискуссия.

Довольно неожиданным было предложение полковника МВД в отставке Геннадия Сидорова о воссоздании в городе Тюмени детского речного пароходства. Тем самым в современной Тюменской области могла быть открыта совершенно новая страница в воспитании детей. У Сидорова, некогда окончившего Омское речное училище, нашлись сторонники. Геннадий Петрович по их просьбе зачитал список дисциплин, которые, в случае получения лицензии детским пароходством на дополнительное образование, придется изучать курсантам с 11 лет: судовождение, судомеханика, «старшина шлюпки», парусное и водолазное дело, история морского и речного флота, такелажное дело, флажный семафор, строевая и общефизическая по нормам ГТО.

– Наши внуки в патриотических клубах города, – говорили ветераны, – годами бегают с автоматами, разбирают и собирают их, поют песни и танцуют, а в итоге как были в жизни инфантильными и неумехами, так и остаются ими. Да с такой подготовкой и полувоенной дисциплиной, как в детском пароходстве, поневоле станешь умелым и крепким, настоящим мужиком.

Собрание тогда поддержало инициативу о возрождении тюменского детского речного пароходства и рекомендовало всем землячествам принять активное участие в его организации. А Геннадия Петровича посоветовали включить в состав попечительского совета будущей автономной некоммерческой организации с функцией дополнительного образования. Это событие в очередной раз убедило меня в разумном подходе бывших селян к важной проблеме.

У меня также нет повода отказывать в заботливом отношении к воспитанию детей и юношества бывшему Советскому Союзу. Представители старшего поколения, наверное, помнят, как газеты и журналы великой страны публиковали снимки фотокорреспондента ТАСС Ивана Сапожкова об одном из лучших в Советском Союзе тюменском клубе юных моряков. Вот подтекстовка к одной из фотографий.

«В многодневный рейс по реке Туре вышел катер «Мальчиш» тюменского клуба юных моряков. Пятнадцать членов экипажа под руководством опытных наставников проложат курс судна, будут нести вахты в рулевой рубке и машинном отделении, дежурить на камбузе, драить палубу – то есть, выполнять обязанности матроса, кока, рулевого и даже штурмана.

Всю зиму ждали ребята этих радостных летних дней, ремонтировали свой флот (теплоход, три катера и гребные шлюпки), готовили оборудование, знакомились по карте с будущими маршрутами по Туре, Тоболу и Иртышу. На занятиях в клубе юных моряков учащиеся шестых-десятых классов изучают историю мореплавания, основы судовождения, устройство судов различных типов. Для многих членов клуба увлечение становится профессией: его воспитанники трудятся в Обь-Иртышском объединенном и других пароходствах страны, служат в военноморском флоте.

Клубом юных моряков руководит опытный специалист Василий Васильевич Болтунов. Здесь прошли подготовку, приобрели знания по речному и морскому делу сотни школьников».

Капитан-наставник Василий Болтунов, голышмановец по рождению, сразу же после майского собрания был вовлечен в состав одноименного землячества. Он уже не один год вынашивает планы по созданию детского пароходства. На примете у инициатора есть преподаватели на все дисциплины, поддерживает его планы широкий круг единомышленников.

– В юности закончил речное училище, – рассказывает о себе Василий Васильевич. – В армии получил специальность военного фельдшера. Затем, чтобы стать капитаном, учился в престижном Омском речном училище. Однажды на одном из домов по улице Семакова, где размещался ОСВОД (общество спасения на водах), увидел вывеску «Клуб юных моряков». С 1976 года работал в нем штурманом, капитаномнаставником, директором. Еще тогда послал документы в Москву о создании детской организации с серьезной технической базой и дополнительным образованием. Пока преподавал в речном училище и ходил капитаном по рекам, пришло распоряжение Совета министров РФ о создании Детского речного пароходства – четвертого в стране. К сожалению, наше детище прекратило существование после развала СССР.

– Василий Васильевич, у нас ведь уже есть на Мысу морской центр «Алый парус», – вызываю на откровение капитананаставника:

– Если пролицензировать дополнительное образование, то никакой «Алый парус» в сравнение с нами не идёт, – говорит ветеран. – Там в основном песни, танцы и, возможно, маленькие шлюпочные походы. Серьезной морской и речной подготовки нет, не говоря уже о качественном преподавательском составе.

Капитан-наставник настойчиво убеждает меня, что серьезная подготовка в Детском речном пароходстве пригодится любому молодому человеку, даже если он не свяжет свою судьбу с флотом. Прежде всего, это строгая дисциплина. Бывает, что родители изумляются изменениям в поведении сына или дочери. Ребята приучаются самостоятельно утюжить форму, чистить обувь. Перед каждым занятием производится осмотр. Соответственно и домашняя одежда в таком же порядке. Повышается успеваемость в школе. В пароходство не пускают, если у тебя в учебе завал. Летом проводится морская и речная практика. Если за учебный год набрал штрафных баллов, то тебя лишают этого. На судне и в шлюпочных походах подростки стоят на вахте, поддерживают образцовую чистоту и порядок. Остановились на ночевку – надо собирать хворост, ставить палатки, готовить пищу. Все самостоятельно. Набивают мозоли в походах на шлюпках, особенно против течения. Руки становятся крепкими и умелыми. Усвоив навыки речника, они без труда могут овладеть другими профессиями.

– Я могу бесконечно долго рассказывать о преимуществах подготовки в Детском речном пароходстве, – говорит Василий Васильевич. – На флоте плохих людей не бывает. Там стеной стоят друг за друга, высоко ценят честь и достоинство.

Продолжение следует.

НА СНИМКЕ: 1977 год: тюменские подростки на морской практике. /фото из архива автора/

Валерий ИКСАНОВ