ПРАВОСЛАВИЕ

Однажды я и моя коллега Наташа сидели на берегу реки, смотрели на проплывающие мимо корабли и вели беседу о всяких интересных вещах. Как водится, разговор коснулся такой тривиальной, но вечно актуальной темы, как взаимоотношения полов. И тут коллега поведала мне страшное. Оказывается, каждый новый половой партнёр оставляет в энергетической матрице, она же аура, она же душа человека, свой информационный отпечаток, который потом уже не смоешь и не выведешь никакими средствами. Даже «Тайдом».

– С чего ты всё это взяла? – спросил я, немного опешив. Не могу сказать, что я не знаком с разного рода эзотерическими концепциями, но никогда не понимал, как разумные люди могут воспринимать их всерьёз. Тем более журналисты, которые в силу специфики своей профессии обязаны быть скептиками и подвергать всё сомнению.

– Как с чего? – сказала коллега таким тоном, будто я поинтересовался, в какое море впадает Волга. – Так в Библии написано! А я верующая и Библии доверяю.

– Ты сама там это прочитала? – уточнил я.

– Нет, я её ещё не читала. Но все и так знают, – пожала плечами собеседница.

– Так поверь, что в Библии и в помине нет никаких астральных тел и информационных отпечатков, это вообще совершенно другой жанр.

У меня осталось впечатление, что коллегу я так и не убедил.

Нельзя сказать, что это исключительный случай. По моим наблюдениям, он, наоборот, очень типичен. В основном, рядовые современные верующие имеют о священной книге довольно смутное, а то и превратное представление. И это ещё полбеды. В конце концов, не обязательно всем знать, кто там кого родил или что полагалось по законам Моисея за кражу осла. Но подавляющее большинство людей, позиционирующих себя как православные, вряд ли смогут даже перечислить десять заповедей, или процитировать Никейский символ веры. Словом, не знают самых элементарных основ религии. Возникает вопрос: а во что, собственно, они верят? Можно ли назвать православием сумбурную мешанину из библейских цитат, церковных обрядов, эзотерики, рождественских колядок и тому подобного? Архимандрит Ианнурарий Ивлиев однажды в отчаянии воскликнул: «Верующих у нас мало в обществе. Конечно, верующими себя называют, может, и 90 процентов населения, но какие они верующие, если «ни бэ, ни мэ» ни в православии и ни в чём не понимают!».

Некоторые (я таких встречал) даже не знают, что православие – христианская конфессия, такая же, как католичество или лютеранство, и искренне считают, что это особая русская религия, не имеющая аналогов. Женщины в Интернете интересуются, сложно ли «развенчаться». Совмещают «православие» с верой в карму и реинкарнацию, с чисто языческим поклонением природным объектам. Однажды, во время поездки в один из монастырей я увидел в дубовой роще таблички, установленные монахами: «Просьба: ленты на ветви деревьев не вешать! Это суеверие!». Да, в системе верований нашего современника вполне мирно, без всяких когнитивных диссонансов, уживаются и Святая Троица, и переселение душ, и вангования всевозможных предсказамусов, и астрология, и теософия с антропософией, и вот священные дубы.

– Как же некоторые православные дошли до жизни такой, что, отстояв утром в храме литургию, вечером бегут к шарлатанам чистить карму, снимать порчи и лечить святой водой геморрой, а в промежутке упоённо смотрят «битвы экстрасенсов»?– спрашиваю я председателя издательско-информационного отдела Тобольской митрополии протоиерея Григория Мансурова.

– Мне всё же кажется, что люди, стоящие на литургии и являющиеся постоянными прихожанами, к экстрасенсам после службы не бегут, – возражает священник. – Если у них и случается поход к какой-нибудь бабке, то они воспринимают это как грех. Но такое бывает достаточно редко. И наоборот, ходоки по экстрасенсам и всякого рода колдунам очень редко ходят в храм. Максимум – чтобы поставить свечку и набрать святой воды, к которой относятся как к некоему волшебному эликсиру. На богослужениях таких можно встретить нечасто. Ведь человек, ходящий на церковные службы, как правило, бывает на исповеди. Где священник задаёт вопрос про три смертных греха, очень сейчас распространённых. Есть разные классификации смертных грехов, но эти три особенно актуальны в наше время. Это грехи, связанные с убийством, блудом и колдовством. В любом их виде.

Большинство наших соотечественников скажут, что очень далеки от греха убийства, и даже от мыслей об этом. И будут неправы. Убийства бывают разные. В том числе – убийства собственных детей в утробе матери. В которых зачастую виновны не только и не столько женщины, сколько те, кто могли бы стать отцами, но по малодушию или иным причинам не захотели этого.

У нас принято считать, что в аборте виновата женщина. Она же и кается в этом грехе на исповеди. А несостоявшийся отец как бы ни при чём. Но не будем забывать, кто, согласно Священному Писанию, должен быть главой семьи. И соответственно, нести за неё ответственность. Как в этой жизни, так и в будущей, на Страшном Суде.

Второй грех – это блуд. Во всех его проявлениях, таких как сожительство без брака, измены в браке, случайные, ни к чему не обязывающие связи, рукоблудие, половые извращения…

И третий, о чём у нас сегодня и идёт разговор – это колдовство. В некотором смысле этот грех подобен по своей природе измене. Ведь не случайно в Библии есть такая формулировка – Богревнитель. И если человек обращается к иным силам (а согласно православному вероучению, иная сила, кроме Божией, может быть только одна – сила падших ангелов, бесов), то он лишается помощи Всевышнего. И одновременно становится должником и заложником сил дьявольских.

Многие этого не понимают. Был в моей практике случай. Однажды я перед обрядом крещения увидел на груди у одного из предполагаемых крестных одновременно православный крест и какой-то языческий амулет – знак Зодиака или что-то в этом роде. Я попробовал пояснить несуразность такого сочетания на примере, спросив у этого мужчины – а можно ли находиться в близости и со своей женой и с другой женщиной? А он мне отвечает: «Ну, одновременно, конечно, нельзя, а по очереди можно». Тогда я сказал этому человеку, что, разумеется, ребёнка я покрещу, но он его крестным не будет.

– Заметьте, что этот человек позиционировал себя в качестве православного. Раз уж он собрался становиться крестным отцом.

– У нас позиционируют себя православными восемьдесят процентов населения. И практически все они крещёные. Но позиционировать себя и быть – это далеко не одно и то же. Потому что регулярно ходят в храмы всего один-два процента из этого количества. И вот этих людей можно назвать православными в полном смысле слова. Условно можно добавить сюда тех, кто приходит в храмы на Рождество и Пасху и хотя бы раз в год бывает на исповеди. В сумме получается около десяти процентов от общего числа крещёных, называющих себя православными, людей. Вот они, как правило, не подвержены оккультизму, потому что знают, что это – обращение к нечистой силе, со всеми вытекающими отсюда последствиями для души человека.

– Но последователи многих эзотерических учений утверждают, что их доктрины нисколько не противоречат христианству и православию, напротив, дополняют его.

– Конечно же, такие люди никогда не скажут: приходите к нам, мы вам поможем силой бесов. Более того, эти люди зачастую сами находятся в заблуждении, хотя этого не понимают. Ведь в любого человека изначально заложено такое свойство, как желание быть хорошим. Я сравнил бы такие доктрины с субкультурами, оправдывающими и героизирующими преступный мир. Даже наёмные убийцы и бандиты хотят быть хорошими и благородными в своих глазах. Абсолютно так же обстоит дело и с адептами оккультных учений. Аргументы их могут, на первый взгляд, казаться довольно вескими.

Можно разделить таких адептов на две категории. Есть просто шарлатаны, зарабатывающие деньги, есть люди, искренне верящие в то, что они делают. Они читали много на эту тему, более того, у них могли быть различные видения, сны и мистический опыт, который они восприняли как общение с духовным миром. И они не ошибаются. Действительно, это общение с духовным миром. Вопрос в другом: обязательно ли всё духовное – непременно позитивное, доброе и благое? Духовный мир очень сложен. В нём есть падшие духи, враждебные людям. Они могут вводить человека в заблуждение (в церковном учении это называется «прелесть»). Причём, замечу, от нее не защищён никто, ей подвержены и воцерковлённые люди. Известны случаи, когда бесы искушали даже праведников, угодников и святых. Даже самого Христа искушал лукавый во время сорокадневного поста. Что уж говорить тогда о простых людях. Лукавому не приходится много трудиться, чтобы прельстить их.

– Известно, что оккультизм в наше время – уже не столько духовные искания, сколько поставленный на широкую ногу бизнес (о том, как новоявленные «потомственные колдуны», «целители» и «экстрасенсы» дурачат наивных людей, хорошо и подробно рассказывает, в частности, документальный фильм «Идущие к чёрту», который можно посмотреть на ю-тубе). Предпринимает ли православная Церковь что-либо для борьбы с шарлатанами и жуликами?

– Православная Церковь не является государственной религией в России, как это было до революции, так что наши возможности в этом отношении очень ограничены. Во всяком случае, что касается каких-то мер юридического и законодательного характера. Мы делаем то, что в наших силах – ведём разъяснительную работу.

Священники, исповедующие людей, всегда задают соответствующий вопрос и объясняют, почему нельзя ходить к гадалкам и «экстрасенсам», почему это плохо и какие может иметь последствия. Также говорим мы об этом как в наших, церковных, так и в светских СМИ. Имеющий уши – услышит. Тех же, кто услышать не хочет, мы неволить не можем. Человек имеет право распорядиться свободой, которую ему даровал Бог, по своему усмотрению. И соответственно будет отвечать за то, как он ей распорядился.

– Нет ли в определённых формах почитания «культовых» в народе святых, таких как Матрона Московская или Ксения Петербургская, элементов суеверий и своего рода оккультизма, пусть и псевдоправославного? Не отголоски ли это первобытного магического мышления?

Одна моя сопаломница после поездки в Покровский монастырь написала в соцсети: «Матронушка мне помогла – у меня появился чудесный сынок». Заметьте – не Бог, а Матронушка.

Ещё одна история – однажды мы с моей бывшей женой побывали на могиле Ксении Петербургской, и та привезла оттуда какой-то букетик, который, якобы, должен приносить удачу в семейной жизни. Потом уже высохшие остатки этого букетика случайно выбросила приходящая уборщица. И вот после развода бывшая супруга говорит мне, что семейная жизнь, мол, у нас не задалась потому, что лишились мы волшебного букетика. Вместо того чтобы задуматься о реальных причинах. Что это, если не магическое мышление?

– У святого Иоанна Кронштадтского было очень много почитателей. Что неудивительно, потому что он был человеком очень праведной жизни. И среди этих почитателей было какое-то количество неадекватных людей, их даже называли сектой иоаннитов. Был ли Иоанн Кронштадтский в этом виноват? Очевидно, что нет. Неужели ему надо было по такому случаю уйти в пустыню и ни с кем не общаться? Но тогда он не сумел бы принести духовную пользу другим, разумным, людям.

Все эти букетики, святыньки и тому подобное имеют право быть. Но православный человек должен понимать и помнить, что главное в нашей вере – это не букетик, не земелька со святого места, а живой Христос.

Духовную жизнь можно сравнить со спортом, где далеко не все могут сразу достичь высоких результатов. Однако заниматься спортом нужно каждому, даже если знаешь, что не станешь чемпионом – просто для здоровья и физической формы. В Церкви Христовой, как и в беге, например, люди тоже имеют разный уровень «подготовки». Сегодня они пришли в храм ради мощей Матроны Московской, и на данном этапе им надо только это. А завтра, возможно, с Божией помощью, они взойдут на более высокую духовную ступень. Сегодня человек пришёл поклониться поясу Богородицы, а завтра он, благодаря этому, задумается о самой Богородице – о Её жизни, о том, Кого и зачем Она родила, а затем, может быть, станет читать труды Святых отцов… Господь всегда ждёт от нас большего и хочет, чтобы мы духовно росли.

– В своё время, когда вводили ИНН, некоторые церковные и околоцерковные деятели утверждали, что это не что иное, как знак Зверя или печать Антихриста, предсказанные в Апокалипсисе. С тех пор прошло много лет, конца света не случилось, мрачные пророчества не оправдались, а индивидуальные номера налогоплательщика получили все, даже самые ярые их противники. И вот история повторяется – появилась новая волна панических слухов. На сей раз в роли печати Антихриста выступают предполагаемые прививки от COVID-19, под видом которых нам, якобы, будут вводить некие чипы для последующего управления нашим поведением посредством сетей 5G. Как вы прокомментируете эти утверждения?

– Учение Церкви говорит, что человек создан по образу и подобию Божьему. Человеческая свобода воли – вещь абсолютная, которую не может нарушить даже сам Бог. Поэтому мнение, что некий вживлённый человеку прибор может управлять его волей и желаниями, с религиозной точки зрения является, ни много ни мало, ересью. Это противоречит церковным догматам. Если даже Бог не может нарушить человеческую свободу, то тем более над ней не может быть властен никто иной.

НА СНИМКЕ: протоиерей Григорий Мансуров.

Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива Г.Мансурова/