В статье под таким заголовком («Охотничье поле» за 13 февраля) сообщалось о том, как по воле областной власти тюменцы лишились предусмотренного федеральным законом права
ТАКАЯ РАЗНАЯ ЗАБОТА
У НИХ И У НАС
С примечательной законодательной инициативой выступили парламентарии Псковской области. Они предлагают внести в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» изменения, благодаря которым сетными орудиями лова смогут пользоваться не только коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, но и граждане, «для которых рыболовство относится к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности».
Вызвана эта инициатива заботой о судьбе жителей Залитских островов, что в Псковском озере, для которых рыболовство является традиционным промыслом, одним из основных источников существования. Действовавшие здесь ранее коллективные рыболовецкие хозяйства распались, но население по-прежнему занимается традиционным промыслом в рамках любительского рыболовства с применением сетных орудий, что является нарушением Правил рыболовства Западного рыбохозяйственного бассейна. Авторы законопроекта отмечают, что поправки позволят населению таких территорий «обеспечивать свою жизнедеятельность в рамках правового поля».
Заметим, что население Залитских островов, судьбой которых обеспокоены исполнительная (инициировал обращение в Госдуму губернатор Псковской области) и законодательная власти региона, составляет менее 200 человек. В Тюменской области численность жителей Заболотья, большую часть года отрезанных от Большой земли десятками километров бездорожья, составляет несколько тысяч. Рыбалка является основой их жизнедеятельности, а рыба – основным продуктом питания. Да и во многих деревнях юга области озёрный карась помогает их обитателям прокормиться.
Но у нас иная ситуация. Федеральный закон предусмотрел для нашего региона преференции в виде разрешения применять сетные орудия, а областная власть отказала населению в этой льготе, направив в Москву соответствующее решение.
Юрий БУБНОВ
* * *
СТРАШНАЯ ТАЙНА
НАМ НЕ ПО КАРМАНУ
Кому пришло в голову запретить в Сибири сетки? Может быть, «в среднем» всем семьям (особенно живущим в сельской местности) хватает средств к существованию, но это точно не про мою семью и тех, что живут с нами рядом.
Рыба – важная часть питания простых людей, и нельзя отнимать у них возможность подкормиться за счёт рыбалки. То, что муж (ему 70 лет) добудет за лето сеткой, мы едим почти до весны. А на удочку ловить сельским жителям просто некогда. Я открою страшную тайну: у нас еще огород, скотинка, всё это требует каждодневного ухода. «Ловить» рыбу в магазинах – дорогую и к тому же не один раз замороженную и размороженную – нам не по карману.
Несколько лет назад запрета на сетки не было. На снасть прикрепляли бирки с фамилией и номером разрешения. Все были довольны, и карася в озере меньше не становилось. Хоть бы кто-то объяснил, какой повод власть придумала для запрета? Или это тоже страшная тайна? Такое ощущение, что кто-то задался целью сделать нам хуже.
Наталья МАСЛОВА, Ярковский район
* * *
СИЛА В ОБЪЕДИНЕНИИ
РУКА ДРУЖБЫ
Неожиданный отклик по обсуждаемой теме мы получили из соседнего региона от председателя рабочей группы «Комитет рыболовства и рыбоводства Общественной палаты Челябинской области» Михаила Семёновича АКАТЬЕВА. Вот что он пишет:
«Я регулярно слежу за рыболовными новостями в соседних регионах. С большим интересом прочёл в вашей газете статью «Свердловчанам можно, а тюменцам – низзя, низзя!», а также отклики на неё. Думаю, чтобы отстоять свои права, чего-то добиться, вам нужно объединяться. У нас объединение прошло на базе Общественной палаты Челябинской области. Активную поддержку нашей группе оказывает губернатор Алексей Леонидович Текслер. О популярности группы говорит такая цифра: за 9 месяцев со дня основания мы получили от рыбаков-любителей более 250 обращений, которые стали предметом разбирательства и принятия мер. К мнению юристов нашей группы прислушиваются областные руководители.
Поэтому, уважаемые рыбаки- любители, так важно объединяться. Создавайте свои группы, примыкайте к существующим организациям, инициируйте обсуждение вопросов на различных общественных и государственных площадках. Удачи вам!»
* * *
ПРИРОДА НЕ ПОТЕРЯЕТ, А НАСЕЛЕНИЕ ОБРЕТЁТ
МОЁ МНЕНИЕ
Вопрос о разрешении использовать сетные орудия лова на юге Тюменской области стоит давно. Сколько было написано статей и выдвинуто предложений только за последние 5 лет! А сколько обращений в компетентные органы!
Могу вспомнить два своих в областную Думу. Первый раз это было, когда Росрыболовство собирало от регионов предложения для включения в проект новых Правил рыболовства. В связи с этим от имени рыболовов я обратился с предложениями к депутату Ю.М. Коневу. Он меня внимательно выслушал и твёрдо пообещал, что помощники проинформируют о принятых мерах. Да где там! Поговорили и забыли. Не только наши пожелания не были учтены, но вообще никаких предложений в проект новых Правил рыболовства от Тюменской области так и не поступило.
Повторно обращался с аналогичным вопросом к депутату Т.Н.Казанцевой. И снова получил обещание озвучить наши предложения. Результат аналогичен. Никому не интересны чаяния громадного числа сельских жителей, с трудом выживающих сегодня.
Известный тюменский ихтиолог профессор И.С. Мухачев не раз обращал внимание на то, что подавляющее большинство наших водоемов (озер и стариц) – заморные, т.е. рыба, остающаяся в них на зимовку, обречена на гибель. Так дайте возможность местному населению выловить ее с пользой. Что природа от этого потеряет? Ведь смогла губернатор ХМАО Н.В. Комарова продавить вопрос сетного лова в своем регионе и суточную норму целых 30(!) килограммов на рыбака. Потому что обратилась с такой инициативой в соответствующие инстанции. Значит, она думает о населении. Может, беда в том, что наш губернатор не рыбак и не охотник. До него некому донести чаяния народа из глубинки. А жаль.
Мое мнение неизменно: ничего плохого в ловле рыбы сетными орудиями нет. Другое дело – культура этого промысла. Вот тут вопросов много. В частности, по «китайским» монофильным сетям. Да, они очень дешевы, и поэтому часто их бросают в водоемах. Давайте в этом направлении работать. Необходимо ужесточить ответственность, организовать продажу через госмагазины по высоким ценам…
Андрей ОЗНОБИХИН, ихтиолог
* * *
КТО ОСТАНЕТСЯ В ДЕРЕВНЕ?
ГДЕ ВЛАСТЬ?
Много лет жители нашего озёрного края на сходах и собраниях, через местную и областную печать взывали к избранникам народа, к областной власти: не отнимать право на вылов вечного кормильца – карася, что проживает в озерах, как говорится, сам по себе и не требует никаких затрат.
И сколько бы его ни тягали традиционными для Сибири орудиями лова – сетями, фитилями, бредешком – его только больше становилось, не говоря уже о каком-то вреде природе. А рыбаками-то в те годы были, считай, все жители сел и деревень.
И, переняв с самого детства от отца или деда любовь к рыбалке, к охоте, к сбору грибов, ягод, человек на всю жизнь остается верен своей малой родине – деревне. На селе мужику недосуг сидеть у озера с удочкой и ждать у моря погоды. И улов для него – не нажива, а подспорье в питании.
Тревожит судьба поджильных озер (на берегу которых стоят наши села). На них стали выдавать квоты на вылов карася. Километровыми неводами утюжат «временщики» водоёмы, поднимая муть и лишая рыбу кислорода. А весной по берегам кверху брюхом плавают тонны погибшей от замора молоди. Так кто же подрывает запасы карася в наших озерах? Кто же останется возрождать деревню, если сетку нам запретили, а поджильное озеро отдали временщикам?
Что удивительно: как что-то запретить, урезать, сократить сроки охоты, обложить налогом, так у власти всегда хватает этой самой власти, но как что-то разрешить или хотя бы не трогать то, что просят оставить для них простые люди, сразу ссылаются на Москву...
Юрий МАСТЕРСКИХ, председатель Армизонского районного общества рыбаков и охотников