АНКЕТИРОВАНИЕ 

Юг Западной Сибири – регион в Российской Федерации, где охота на водоплавающую дичь носит наиболее массовый характер. Здесь до 1990-х годов весенняя охота длительный период была запрещена. Её разрешение, по мнению ряда специалистов, привело к снижению запасов дичи. Это обстоятельство продолжает оказывать негативное воздействие на популяции, главным образом, гнездящихся птиц. 

Осенью 2016 года Федеральное бюджетное учреждение «Центрохотконтроль» (в настоящее время – ФГБУ «ФЦРОХ») совместно с региональным Госохотуправлением проводил в Тюменской области полевые работы по совершенствованию мониторинга и изучению добычи водоплавающих птиц. Во время этих поездок нам поступали многочисленные просьбы как от рядовых охотников, так и от охотпользователей о закрытии весенней охоты из-за ущерба, который она наносит ресурсам водоплавающей дичи. Разделяя беспокойство общественности и стремясь оптимизировать охотхозяйственную деятельность в регионе, мы инициировали социологическое исследование о приемлемости весенней охоты. В опросе могли принять участие только зарегистрированные охотники, для чего требовалось указать, наряду с фамилией, номер охотничьего билета. Работа проводилась с июля по декабрь 2017 года. 

От жителей Тюменской области получено 567 действительных анкет, что составило 1,0% от числа зарегистрированных охотников. За закрытие весенней охоты высказались 64,6% респондентов и, соответственно, 35,4% – за ее продолжение. Выявлена существенная зависимость позиции респондентов от степени урбанизации. Так, жители поселков и деревень («районные» охотники) подавляющим большинством (71,2%) поддержали закрытие охоты, тогда как проживающие в городе Тюмени – только в 17,2% случаев. Кроме того, среди жителей Тюмени значительно выше, чем среди «районных охотников», доля выступающих за расширение весенней охоты (36,2% и 8,6% соответственно). 

Фактически жители крупного областного центра и небольших поселений имели диаметрально противоположные мнения по отношению к весенней охоте. Это можно объяснить заинтересованностью «районных» охотников в устойчивой осенней охоте (традиционной для региона), пониманием вреда от беспокойства в весенний период, зависимостью небогатых местных жителей от продуктивных угодий в «шаговой» доступности. Охотники из областного центра, напротив, располагают более широким выбором угодий и могут абстрагироваться от проблем снижения численности дичи в конкретных местах. Так же вероятно, что среди городских охотников значительно выше, чем среди сельских, тяга к совместным выездам весной. 

Выявлены существенные различия во мнениях охотников из разных по природно-климатическим условиям районов – условно «северных» и «южных». Так, закрытие весенней охоты поддержали 27,3% респондентов из «северных» районов и 81,9% респондентов из «южных». Такие контрастирующие мнения подтверждают общие закономерности, отмеченные для юга Западной Сибири: охотничий спрос в южных районах вполне удовлетворяется за счет результативной летне-осенней охоты, и местные жители не хотят ставить ее под угрозу из-за охоты в весенний период. Вероятно, именно этим обстоятельством и объясняется более активное участие «южан» в анкетировании. Охотники в северных районах, не имея таких возможностей осенью (отсутствие мест массовых стоянок птиц, более короткий период), стремятся сохранить весеннюю охоту. 

Отмечена зависимость ответов от охотничьего опыта респондентов – закрытие весенней охоты поддерживали более опытные, по сравнению со сторонниками её продолжения. Охотничий и жизненный опыт мог включать в себя воспоминания о времени запрета весенней охоты в регионе (1960-1980-е гг.), когда водоплавающая дичь была в изобилии. 

Таким образом, значительная часть имеющих свое мнение охотников Тюменской области выступила против весенней охоты на водоплавающую дичь. Доля оппонентов весенней охоты оказалась выше в небольших населенных пунктах, чем в областном центре. Большинство респондентов из южных районов выступили против весенней охоты, тогда как в северных ее в основном поддержали. Более опытные охотники чаще соглашались с необходимостью закрытия весенней охоты, чем новички. 

С 2017 года введен запрет весенней охоты на водоплавающую дичь в Казахстане. В случае поддержки этой меры на юге Западной Сибири можно прогнозировать значительное улучшение условий размножения птиц, восстановление и рост популяций, обеспечение эффективной осенней охоты как на местах гнездования, так и далее на пролетных путях, в том числе в европейской части России – в дельте Волги, на Северном Кавказе, в Крыму. 

Александр СОЛОХА, кандидат биологических наук.