МОНИТОРИМ ПРОБЛЕМУ 

Три года назад тюменская организация Центр энергетических систем (ЦЭС) приобрела на торгах два участка охотничьих угодий общей площадью 35 тысяч гектаров в Ярковском районе. Расположены они на территории Дубровинского и Покровского сельских поселений. 

С этого момента началось жёсткое противостояние новоявленных хозяев с местными охотниками и даже фермерами. Такое, что сельская и районная власть вкупе с Госохотдепартаментом решили организовать встречу конфликтующих сторон. В минувший четверг она состоялась. В Покровском клубе собрались местные охотники, подъехали к назначенному часу дубровинские – всего около 70 человек. Для сравнения: на плановую выездную встречу, которую руководство Госохотдепартамента проводило год назад в Ярково, не набралось и десятка. 

Реплики охотников сразу же выявили главный предмет недовольства: непонятно, как можно приобрести путёвки на охоту на водоплавающую и боровую дичь. Сколько их было выделено, как их распределяют? Резюме на этот счёт выразил начальник отдела сельского хозяйства районной администрации Виктор Алемасов: «У охотпользователя нет прозрачных правил игры. Давайте запишем такое решение: Центру энергосистем разработать прозрачные правила предоставления путёвок и довести до населения». 

Предложение было принято, но оно не исчерпало претензии к владельцу угодий. Охотники жаловались на грубость со стороны егерей хозяйства, а фермеры – на …кабанов, которые топчут хлеба. «У меня ваши копытные, – жаловался Олег Табанаков, – изрыли и загубили около десяти процентов урожая зерновых». У других, присутствующих на собрании охотников, тоже имеется по 20, по 50 гектаров выделенных на паи земельных наделов, оказавшихся в черте угодий. «Почему нас, аборигенов, не спросили? Кто продал нашу землю?» – с обидой говорили они. 

Претензии, конечно неправомерные, их паи никто не присвоил, хозяину угодий передали в аренду только охотничью фауну на этой территории, что и объяснил начальник ярковского отдела Госохотдепартамента Тюменской области Андрей Молоковский. В отношении урона, нанесённого фермерскому хозяйству кабанами, удовлетворительного решения не нашлось, фермеру придётся добиваться компенсации в других инстанциях. 

Несколько лет назад подобных конфликтов между охотпользователем и населением не возникало. Дело в том, что тогда, чтобы получить угодье, претендент должен был получить добро от населения, на этих встречах и достигался консенсус. Такая процедура была записана в охотхозяйственном соглашении. Сейчас в этом документе такого пункта нет, государство устранилось от посреднической миссии. То есть арендатор вправе вообще не пускать в угодья ни местных охотников, ни иногородних. Что, говорят, и было при прежнем директоре охотхозяйства. Недавно руководство ЦЭС сменило его, поняв, что с местным населением надо ладить, а не воевать. 

– Сегодня я посмотрел в ваши глаза и понял, что вы любите эту землю. Мы учтём ваши пожелания. С егерями проведём воспитательную работу, грубости с их стороны больше не будет, – заверил в заключение новый директор хозяйства Дмитрий Соколов. 

Наверное, можно сказать, что собрание свою роль сыграло, градус противостояния пойдёт вниз. Как будут развиваться события, мы обязательно расскажем. 

Юрий БУБНОВ /фото автора/