РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 

На прошлой неделе мы отмечали Всемирный день психического здоровья. Эта дата дает нам повод лишний раз обратить внимание общественности на проблемы психических больных и людей с психоневротическими расстройствами.

Оказывается, в ряде стран сегодня тех, то входит в этот контингент, даже больше, чем страдающих раком, ССЗ и туберкулезом вместе взятых. Более того, по данным ЮНЕСКО, на каждого пациента психоневрологической лечебницы за ее стенами приходится два человека с теми ими иными отклонениями в психике. Статистика некоторых государств так и вовсе пугает. Так, в США психические болезни уже приобрели размах национального бедствия. По информации Федеральной службы здравоохранения, каждый 16 (!) американец какое-то время находился на лечении в психбольнице. Национальная ассоциация по борьбе с психическими заболеваниями бьет тревогу: один из десяти жителей Америки имеет какую-либо форму психического или нервного нарушения, требующую обращения к психиатру. 

России в этом смысле до супердержавы далеко: общее количество психически нездоровых у нас где-то 3%. Однако мировые тенденции тревожат. ВОЗ предупреждает: к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку недугов, ведущих к потере трудоспособности. И это только верхушка айсберга. Что там, под водой? Пограничные состояния. Это и неучтенные попытки самоубийств, и депрессия, и неврозы, на долю которых приходится около 10% населения индустриально развитых территорий. Особо выделяются так называемые ноогенные, то есть связанные с утратой смысла жизни и ценностными конфликтами. По наблюдениям части исследователей, каждый пятый невротический случай – ноогенного характера. А это значит, психическое нездоровье хоть и произрастает на медицинский почве, имеет социальный, а в большей степени даже духовный корень. Вот на этом хотелось бы остановиться особо. 

Давайте сегодня оставим в стороне ту душевную клинику, что требует вмешательства докторов, – это тема отдельного разговора. Не будем углубляться и в явную степень беснования. Меня в данном контексте заинтересовала как раз та невротика, когда душа опустошена, и никакие лекарства, тренинги и гипнозы не помогают. 

Еще во II веке один из учителей Церкви Тертуллиан верно подметил, что «душа по природе своей христианка». Она, по словам известного врача и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), «жаждет духовной пищи, чистоты, святости. Она жаждет Христа». И если не получает этого – голодает. «Как человек голодающий и не имеющий пищи становится раздражительным, так и люди, голодающие духовно, раздражаются. Легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они в каких-либо развлечениях», – говорил в одной из своих проповедей святой. 

Мне доводилось встречать таких людей и общаться с ними. Что они ищут? «Покоя, – признается прихожанка Ольга из тюменского Свято-Троицкого монастыря. – Понимаешь, у меня дыра в сердце, рана кровоточит, и никакими антидепрессантами ее не залечить. А в храме я нахожу утешение». С другой душевно неустроенной женщиной, подопечной областного геронтологического центра Еленой, буквально недавно беседовала психолог. Так получилось, я подслушала их разговор. «Меня так бесят мои близкие, – жаловалась она. – Иногда даже бросаюсь на них с кулаками. Ничего не могу с собой поделать. Как будто зло разъедает меня изнутри. Мне плохо». Специалист тогда дала совет: сходить на прием к психиатру. Но как раз перед этим мне попалось на глаза мудрое изречение святителя Феофана Затворника о том, что «внутренний мир грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения», и мертвящая сила греха состоит «в объятии и как бы убитии сил душевных и телесных». «Грех назван ядом, – писал он, – и точно, он и есть яд. Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у ума живость, сообразительность, быстроту, у воли – крепость и стойкость, у сердца – вкус и такт, ядовитость греха для тела всем очевидна. В сем отношении человек, работающий греху, есть то же, что умирающий или томящийся посмертно». Я, помнится, тогда не удержалась, зачитала эту выдержку из текста Елене. После некоторого молчания она произнесла: «Как будто все про меня написано». 

Пожалуй, душевные болезни, как, впрочем, и телесные, можно сравнить с крестом, который дает нам Господь во очищение и спасение души. Потому что иного только хворь или горе в церковь и загонит. Неврозоподобные состояния справедливо можно сравнить с запущенной формой страстей, поскольку страсти, по определению Святых Отцов, это навыки души, обратившиеся от долгого упражнения в грехе в природные качества. Священник Александр Ельчанинов утверждал: «Нервность – это просто вид греха, и именно гордости, а самый главный неврастеник – диавол. Трудно представить себе человека доброго и смиренного неврастеником». Убедительным аргументом в пользу этого может послужить и мнение известного психиатра профессора Мелехова о том, что в основе многих психорасстройств лежит «несмирение, а именно – гордость». Так значит, есть лекарство! Вот живая вода для духовного корня, исцеляющая больную совесть! Тоска, уныние, печаль – всё изгоняет правильное духовное устроение. А формулу его коротко можно выразить обращением Христа к народам, в том числе и к нам, ныне живущим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29). 

Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ