РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 

Я в общем-то не поклонница кино. Но когда мне буквально на пальцах объясняют, в чем практическая польза фильмов в образовательном процессе, насколько велика их роль в духовном воспитании поколения next, становлюсь в ряды тех, кто выбирает такое кино. На недавнем форуме кинопедагогики, проходившем в рамках VI Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс» в Тюмени, как раз можно было найти ответы на все волновавшие меня вопросы.

Давайте для начала разберемся с понятием «кинопедагогика», пока довольно новом для российской нивы просвещекния. Поскольку форум носил статус международного, у слушателей была уникальная возможность познакомиться с опытом в этой сфере, так сказать, из первых уст. 

– Фильм – одна из важных форм повествования. Он повествует о великих событиях истории и современности. И позволяет пересекать географические границы и границы времени, помогает лучше осознать себя и свое место в мире. Фильм содержит в себе огромный потенциал. И мы верим, что он должен быть в основе жизни каждого ребенка и обучения в целом. Фильм и школа – две разные ипостаси. А кинопедагогика – это то, что их объединяет. И когда я говорю, что работаю в ней, это значит, что мы должны говорить на одном языке – кино и педагогики, – признается аудитории гендиректор некоммерческой организации Into Film Великобритании Пол Рив. 

Эта компания занимается разработкой образовательных программ (для детей и молодежи от пяти до 19 лет) с применением кино. Поэтому в ходе своей презентации Пол Рив сумел передать участникам форума свою озабоченность проблемами, показать всю силу кино при обучении в школах. «Учителя – это ворота к душе ребенка», – считает Пол Рив. И это действительно так. Многое может дать педагог мальчишкам и девчонкам, когда они только-только узнают мир! В Великобритании фильм не имеет такой значимости, как, например, книга. И в этом у нас с британцами много общего. Российские школьники, так же как и британские, проходят чтение и письмо как способ познания действительности, в то время как видеоматериалам в образовании не уделяется такое же внимание. «А ведь мы окружены видеоматериалами! Так почему же их не преподавать, как чтение и письмо?» – задает риторический вопрос Пол Рив. И тут же приводит пример, когда кино становится хорошим подспорьем при изучении предмета: «Несколько лет назад я работал с произведениями Шекспира. Каждый школьник в Великобритании должен его пройти. Поскольку ученики не считают классика актуальным, но считают актуальными фильмы, очень многие учителя обращались ко мне за помощью. Это фантастический шанс в образовании! Каждый ребенок должен иметь возможность смотреть широкий спектр фильмов, обсуждать их, создать свой фильм. Даже если снимет короткометражку – он создаст свою историю своими руками. И тогда будет смотреть фильмы уже не как зритель, а как участник. Мы это называем замкнутым кругом. 

Мы делаем большую сеть фильмов. Их можно смотреть на уроках и переменах, а также вне школы. И просим учителей сопровождать школьников в этом кинопутешествии. Ключевой момент – дискуссия по фильму. Какие возможности открываются в киноклубах! Там происходит живое общение. Мы просим ребят писать отклики на наши фильмы, это развивает различные навыки, допустим, письма. Все наши ресурсы доступны онлайн». 

В Великобритании кинопедагогика уже нашла свою нишу. Не случайно фильмы школьной и социальной тематик соединяются с национальной программой образования. Правда, пока еще не включены туда. Но это дело недалекого будущего. Сейчас в Англии активно обсуждается использование таких фильмов. Нет никакой разницы, будут ли они инструментом либо наукой в образовании. Главное – кинопедагогика уже громко заявила о себе. В Туманном Альбионе 25000 школ, и в 8000 открыты киноклубы. Программы той же компании Into Film благодаря гранту национальной лотереи (для британской киноиндустрии) поставляются в школы бесплатно. 

На форуме был представлен и другой интересный опыт. О нем рассказали педагог по анимации, проектный менеджер лаборатории анимационного обучения университетского колледжа VIA Дании Ханна Педерсон и координатор лаборатории обучения средствами анимации, руководитель практикума по сторителингу, дизайну и бизнесу этого колледжа Лаура Зондергард: «Мы работаем со школами и создаем мультфильмы, проводим курсы по мультипликации для преподавателей. Опыт большой – 25 лет. А все началось с того, что к нам стали поступать просьбы от учителей внедрять анимацию в школьный процесс». Педагоги уже в те годы оценивали потенциал школьной анимации. Размах поражает воображение. Это и мастер-классы, и форумы, и профессиональные сообщества, и нацпроекты. «Обучая детей анимации, нельзя быть назидательным, – советуют Ханна Педерсон и Лаура Зондергард. – Учеба должна быть естественной, шаг за шагом, как это бывает, когда ребенок учится говорить. Это помогает наладить творческий процесс, содружество учителя и ученика». С чем можно сравнить кинопедагогику? По мнению гостей из Дании, с опасным, но крайне важным поступком: мы должны зайти в пещеру ко льву. 

Посредством визуализации языка, оказывается, можно попасть за грани реальности. С помощью воображения лететь на мультяшном межпланетном корабле в черную дыру или, наоборот, заглянуть в недра клетки. Анимация – она такая! Что хочешь, исполнит. И на практике анимация как язык и как инструмент непременно идут рука об руку. «У нас в Дании лаборатория по анимации – это мост между учителем и аниматорами», – продолжают Ханна Педерсон и Лаура Зондергард. Для чего нужен этот мост? Прежде всего – для безопасного владения творчеством. Представьте себе, кто-то решит создать триллер или ужастик. И что? Необходимо корректировать творчество, направлять в созидательное, а не разрушающее русло. Ведь когда дети создают новое – они создают это внутри себя. Поэтому нужны проводники в мир творчества. 

Президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», кинорежиссер, продюсер, преподаватель, основатель «Пермской синематеки» Павел Печенкин полностью согласен с этим. За 30 лет работы с документальным кино он понял, что медиаобразование – это потрясающее пространство: «В мире ежегодно делается до ста тысяч фильмов. Невероятное количество информации! И все это не усвоить. Перед учителями стоит задача: где найти фильмы для школ? Эту задачу мы решаем или, по крайней мере, пытаемся решать, например, через фестивали. Выходим на школы, предлагаем свои программы. Кто-то идет с нами на контакт, кто-то нет. Работаем и с детскими садами, тюрьмами, благотворительными фондами… Так, приехали в один детдом, наш педагог провел там четыре занятия. Ребята посмотрели кино, а после часть из них пошла к больным детям. Сотрудники после говорили: «Этот опыт нас вдохновил. Он помогает человеку стать человеком, воспитать в человеке человеческое». 

Исходя из опыта Пермского края, которым поделился с педагогами Тюменской области Павел Печенкин, можно сказать, что и в России кинопедагогика «встает на крыло». Подтверждение тому – представленные на форуме цикл мастер-классов от автора 400 научных трудов, кандидата педагогических наук, доцента, завкафедрой педагогики и социокультурного развития личности Таганрогского института имени Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» Ирины Челышевой, доклад «Кино как ключевая составляющая учебного процесса и внеурочной деятельности» педагога, замдиректора Крымского киномедиацентра, заслуженного работника культуры Республики Крым Елены Куценко, выступление на тему «Медиа-образование как основа формирования культуры личности в информационном обществе. Опыт работы модераторов города Новосибирска» руководителя проекта «Взгляд» г. Новосибирска Татьяны Федотко, открытый видеоурок продюсера, режиссера, руководителя объединения объемно-кукольной анимации киностудии «Союзмультфильм», лауреата международных кинофестивалей Сергея Струсовского, другие мероприятия. 

Кино – это, по сути, новый уровень в образовании, синтез направлений. Раньше оно не могло присутствовать в школе в числе остальных видов искусства чисто технически – не те возможности. «Визуально за сто лет кино накопило огромный пласт событий. И сейчас является главными дверями в школу», – убежден журналист, издатель, продюсер, организатор кинофестиваля «Мы сами снимаем кино» из Москвы Александр Костюченко. Он сослался на столичный эксперимент, в ходе которого дети с педагогами уже четвертый год создают кинопритчи. «Мы даем им притчу, они создают из идеи свою историю», – раскрывает секреты эксперимента Александр Костюченко. – А еще запустили курсы по подготовке кинопедагогов на базе Московских педагогического университета и Российского Государственного. Уверен, визуальный язык войдет в образовательный процесс наравне с русским и литературой. Мы к этому идем». 

Да, дети с интересом смотрят фильмы и мультики, они раньше взрослых оказались «по ту сторону двери», а значит, и учителям надо идти туда, в соцсети, засеивать кинопространство разумным, добрым и вечным, вместе с ними создавать школьные шедевры. Вот увидите, какой потрясающий мир они откроют! 

НА СНИМКЕ: снимаем свое кино. 

Наталья ГЕРАСИМОВА /фото из Интернета/