ОБЩЕСТВО 

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР РАЗВИВАЕТСЯ БЫСТРЕЙ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАЛИ 

Тюменская область отметила своё 75-летие. Празднование шло с размахом: проводились губернаторские приемы, сдавались дорожные развязки, на городских площадках проводились концерты. Народ гулял. А начиналось все с расширенной губернаторской пресс-конференции, на которой представители СМИ задавали волновавшие людей вопросы. 

Пресс-конференция проводилась не как обычно – в комнате напротив губернаторского кабинета, а на площади 400-летия Тюмени, в праздничном шатре. Под подобающую музыку крутили телеролик, где шагнувшие со страниц «Тюменской правды» фотографии отбивали десятилетия истории. 

− Юрий Чернышев − узнаю! Я как раз готовлю альбом с его фотографиями! – заметил Андрей Черепанов, один из ведущих фотожурналистов Тюмени. − А там, видимо, Аркадий Космаков, 

− Да, это они, − соглашаюсь я. И потом порядком удивляюсь: под фотографиями пидпись: «Иван Сапожков». 

Возможно, снимали «плечом к плечу», но фотокорреспондент ТАСС Иван Сапожков, помимо исключительно качественных бытовых снимков, отличался снимками панорамными. Он, выстраивая значимый кадр, мог предложить высоким начальникам: «Так, вертолет подлетает отсюда, машина подъезжает сюда, люди стоят здесь». Теперь знаменитой троицы нет с нами, а тот, по мановению руки которого подлетали вертолеты, подъезжали машины – и все потом попадало в кадр и становилось визитной карточкой Тюменской области, умер, судя по последним снимкам, в нищете. 

Ну, да хватит о грустном. Пресс-конференция начиналась с бодреньких вопросов о местах и рейтингах, отражающих достижения области. Ответы губернатора, который временами позволял себе не столь бравурные экономические экскурсы, были соответствующими. Из них следовало, что по темпам роста производства за 5 лет Тюменская область занимает 9-е место среди субъектов РФ. По темпам роста промышленного производства – 7-е место. По итогам 2019 по интегральному показателю область поднялась на две позиции и заняла 8-е место. В рейтинге по уровню содействия развитию конкуренции два года подряд входит в топ-10. 

Глава региона вспомнил историю десятилетней давности, когда федеральный центр отнял у субъектов РФ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который в Тюменской области составлял значительную часть бюджета. Реакция местных властей могла быть только одной – развитие промышленности. И если раньше её доля в валовом региональном продукте составляла всего 10% (последствие тотального развала 1990-х годов), то теперь превышает 30%. Тоже не густо, но это уже обеспечило региону экономическую устойчивость и возможность самостоятельно проводить бюджетную политику. 

Индекс промышленного производства составил 297,3%, сообщил Моор, при этом впечатляющий показатель «даже несколько припал» по причине банкротства Антипинского НПЗ. 

Тема, конечно, интересная: как современное предприятие, укомплектованное качественным оборудованием (глубина переработки нефти – 98%) могло обанкротиться. То ли менеджмент просчитался, то ли подсобило федеральное правительство. 

Александр Моор ясности не внес, даже не пытался. Ответ был, скорее, локальным – про «горячий цикл». По специфике производства оборудование не может долго работать вхолостую, эта задача теперь решена. Сбербанк совместно с SOCAR создали дочернюю структуру «Сокар Энергоресурс», и «уже 19 июля компания поставила первую партию нефти». По плану завод будет «ежемесячно перерабатывать 500 тысяч тонн нефти, по году – 6 млн». Конечно, это не те 9 млн в год, что были раньше, но уже что-то. 

Второй вопрос из этой же серии – ситуация с Utair: губернатора спросили, нужна ли нам эта компания, которая то и дело «попадает в разные истории», может, вообще он нее отказаться. Александр Моор отвечал, что авиакомпания Utair – «очень важный стратегический перевозчик. Это крупная компания, которая активно развивает региональные перевозки. Наверное, активнее других». 

Об экономике говорили долго, едва ли не каждый вопрос так или иначе касался экономики. Областной центр развивается стремительно и привлекает людей, что требует серьезных дополнительных расходов и соответствующей реакции властей. «И если бы десять лет назад мы не позаботились о транспортных развязках Тюмени, то даже трудно представить, что бы у нас сейчас было! Транспортный коллапс!», − выдохнул Моор. 

Телеведущая «Регион-Тюмень» Вера Комарова спросила о развязке в Комарово: «Комарова о Комарово». Развязок в областном центре и окрест несколько десятков, жители относятся к ним весьма благожелательно, но эта нашумела. Губернатор отвечал охотно: «Я даже рад, что ситуация с развязкой пошла по такому пути. Рад в том смысле, что жители Тюмени интересуются развитием города. И хорошо, что эти вопросы возникли на текущей стадии реализации проекта, а не когда начали строить: тогда что-то сделать или вообще было бы невозможно или слишком дорого». 

Создана рабочая группа, куда входят жители. Бывший мэр Тюмени вспомнил историю со снесенным кинотеатром «Юбилейный» (на его месте сейчас стоял праздничный шатер), разрешившуюся для горожан самым благоприятным образом. 

Главу региона спросили, когда Тюмень станет городом- миллионником. «Нет никакой специальной, искусственной цели сделать Тюмень городом- миллионником, − отвечал Моор. − Но анализ демографических и миграционных процессов позволяет с высокой степенью вероятности сказать, что в ближайшее время это может произойти. Десять лет назад мы говорили о том, что в Тюмени родился 600-тысячный житель, сейчас население составляет 800 тысяч человек. Вот и считайте сами, когда это произойдет!». 

Генплан областного центра изначально был рассчитан на то, что Тюмень станет городом- миллионником к 2040 году. Даже в это тогда многие не верили, а город стал развиваться быстрей оптимистичных прогнозов. Сейчас, исходя из существующих тенденций, Генплан подкорректировали. Принята схема водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, развития дорожной инфраструктуры с учетом развития города с населением в 1 миллион человек. 

Возникла серьезная дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру. Власти движутся в этом направлении, решают возникающие проблемы − на мониторе появилась карта города, где разноцветными точками были обозначены запланированные школы. 

Зеленая точка − школа на 1200 мест на улице Янтарной – значила 2019 год ввода. Желтая точка − школа на 360 мест в Комарово –год ввода 2020-ый. Синие точки – школы на 1200 мест в Заречном микрорайоне, в ЖК «Зеленый городок» и в районе улиц Н. Зелинского – Д. Менделеева планируют ввести в 2021 году. Но больше всего оказалось красных точек – 10. Срок ввода этих школ 2022–2024 годы. В их числе школа в «Ново-Патрушево». 

Жилищный комплекс «Ново- Патрушево» развивается стремительно, наверное, стремительнее, чем предполагали. И вопросов по нему накопилось много. И то сказать, есть магазины, офисные помещения, да много чего, но нет ни дороги, ни школы! Хотя детский садик уже имеется. «Собирается ли власть предпринимать что-то в этом направлении, и если собирается, то когда?» – типичный вопрос жителей, который «Тюменская правда» адресовала Александру Моору. 

Ответ был не только устным, но и развернутым, письменным, его прислала пресс-служба губернатора. 

По информации администрации Тюмени «Проектная документация для строительства дорог в жилом районе «Ново- Патрушево» разработана. Получено положительное заключение государственной экспертизы. Проектом предусмотрено строительство автомобильных дорог общей протяженностью 8,76 км (по улицам Митинского, Шарова, Трофимовой, Никитина, Югринова, Быстрицкого, Монтажников). Выполнение строительно-монтажных работ по строительству автомобильных дорог (с устройством переходных тротуаров, наружного освещения, ливневой канализации) будет планироваться на период 2020–2024 годов, исходя из условий финансирования дорожного хозяйства Тюмени. В 2020 году департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта города Тюмени планируется выполнение строительно-монтажных работ по строительству автомобильных дорог по ул. Митинского и Шарова, в соответствии с вышеуказанной проектной документацией». 

По информации Главного управления строительства Тюменской области «В Тюмени идет активная работа по предоставлению земельных участков и проектированию еще 23 школ, в том числе и школы в районе ЖК «Ново-Патрушево». 

Наверное, этот вопрос нужно как-то ускорить. Планом застройки «Ново-Патрушево» предусмотрена застройка 215 га, которые компания приобрела у Фонда жилищного строительства. В том числе 7 земельных участков для строительства детских садов и 3-х школ. 

Со слов руководства «Тюменской домостроительной компании», конкурс на проектирование школы на 1200 мест компания выиграла. Если будет выигран конкурс на строительство, то школа будет сдана 1 сентября 2021 года. 

При таком подходе дела со школами, надо полагать, наладятся. 

НА СНИМКАХ: схема расположения планируемых школ г. Тюмени; губернатор А. Моор. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ