Юные тюменцы постигают азы железнодорожной профессии

Эти дети – ученики пятых-восьмых классов – не понаслышке знают, что такое тормоз Казанцева и где находится соединительный рукав. Да и вообще, при желании могут многое рассказать о строении и движении локомотивов. Большинство мальчишек, несмотря на юный возраст, уже опробовали себя в роли машинистов, а девчонки поработали проводницами и даже дежурными по станции. Правда, на детской железной дороге. Но поезда и рельсы здесь настоящие.

Идея строительства первой в мире узкоколейной детской железной дороги принадлежит грузинским школьникам. В 1935 году в Тбилиси со станции «Пионерская» отправился в свой пилотный рейс поезд, которым управляли ребята. Начинание подхватили в других городах. Сегодня в нашей стране действуют 25 детских магистралей, одна из них хорошо известна жителям нашей области, потому что расположена в районе поселка Боровский на берегу озера Андреевского. Открытие ее состоялось 3 августа 1969 года.

– У нас все по-настоящему, – рассказывает Людмила Ивановна Снегирева. – Протяженность железнодорожного полотна 3 км 850 метров, на пути следования между станциями «Юность» и «Приозерная» есть две остановки – «Солнечная» и «Лесная». Кроме того, имеются свайно-эстакадный мост длиной 6,5 метра. Есть настоящий вокзал, билетные кассы, зал ожидания, кабинет дежурной по станции. Подвижной состав включает в себя тепловозы ТУ2-080, ТУ2-143 и четыре пассажирских вагона.

212-5-2Обучение ребят бесплатное, рассчитано на три года. В первый год они имеют возможность попробовать себя в любой железнодорожной профессии – от кассира до осмотрщика вагонов. Второй год осваивают уже конкретные специальности, а потом определяются с выбором окончательно. Важно отметить, что на каждом этапе обучения рядом с детьми находятся взрослые инструкторы, которые всегда помогут советом и, конечно, никогда не допустят ЧП.

Летом ребятишки приобретают практические навыки, а в осенне-зимний период учатся. Само собой, в общеобразовательных школах и в школе юных железнодорожников. Занятия проходят в ДК «Железнодорожник» два раза в неделю. Кроме того, мальчишки и девчонки посещают локомотивное депо, резерв проводников, пост дежурного по станции и тренажерные классы. Вот сегодня, например, у них был урок в кабинете, где их взрослые коллеги-машинисты изучают тормозное оборудование вагонов. В этом помещении установлен огромный пневматический стенд, на нем представлены элементы системы в натуральную величину. Все агрегаты в рабочем состоянии, так что можно не только увидеть процесс торможения состава в действии, но и самостоятельно управлять им.

Занятие для ребятишек провел преподаватель учебного центра Николай Иванович Невидицин.

– Очень интересно было работать с этими детьми, видно, что они уже имеют подготовку и многое знают, – порадовался за ребят Николай Иванович. – Отрадно, что подростки заняты делом, расширяют свой кругозор, начинают задумываться о выборе будущей профессии. Ну, а учиться на современных аппаратах легко. Мы же постигали железнодорожные премудрости на обычных плакатах или на макетах, которые преподаватели самостоятельно выпиливали из фанеры. Кстати, среди моих взрослых учеников есть те, кто в школьные годы тоже работал на детской ЖД.

– Все наши ребятишки – молодцы, очень ответственные и дисциплинированные, впрочем, у них такая работа – нельзя допустить халатного отношения и баловства. Дети это отлично понимают. Многие, действительно, потом связывают свою жизнь с железной дорогой, – подхватывает Снегирева. – В конце обучения юные железнодорожники сдают выпускные экзамены и получают свидетельства об окончании. Они не дают льгот при поступлении в образовательные учреждения, но накопленный опыт, конечно, помогает ребятам в учебе.

Каждые два года самые активные участвуют во Всероссийском сетевом конкурсе «Лучший по профессии», который проходит на базе одной из 25 детских дорог России. Там они отстаивают звания лучшего машиниста тепловоза, осмотрщика вагонов, проводника вагонов, монтера пути, дежурного по станции, среди таких же мальчишек и девчонок, съехавшихся со всей России и даже из-за рубежа (Венгрии, Германии, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии). Победители и участники получают достойные призы и памятные сувениры.

Надо отметить, что юные тюменцы постоянные участники подобных соревнований, причем часто возвращаются с победами.

Вот, например, Женя Глобин, который уже три года осваивает профессию осмотрщика вагонов. В этом году на конкурсе в Санкт-Петербурге он занял восьмое место среди 25 своих юных коллег по практике, а по знанию теоретической части вошел в пятерку лучших. Отличилась и Екатерина Плесовских. Она принимала участие в конкрусе проводниц и заняла 12 место из 28 возможных.

– Учиться очень интересно, я попробовала себя в разных профессиях, даже один раз управляла составом. Правда, я еще пока не определилась с выбором профессии, но не исключено, что все-таки пойду учиться в железнодорожный вуз, – рассказывает Катя.