Свет древних православных икон вновь озарил залы Тюменского областного музея изобразительных искусств. На выставке «Сотни лет всё те же лики славятся» представлены две необычные для традиционной сибирской иконописи работы из Омского краеведческого музея – «Христос Вседержитель» (Пантократор) и «Успение Пресвятой Богородицы», а также хранившиеся в тюменских запасниках прекрасные образцы священных живописных, резных и литых изображений Спасителя, Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, других почитаемых в православии святых.

Иконы, предоставленные для экспозиции омскими краеведами, без всякого сомнения, стали центральными экспонатами на тюменской выставке. Прежде всего нужно сказать, что и родились они, и исполняли своё церковное служение в нашем крае. Святые образы Христа Вседержителя и Богородицы были написаны в Тобольске в 1800 году. В картуше иконы «Успение Богородицы» указаны не только год и место создания, но и имя купца Андрея Семеновича Сергеева, который заказал эту работу мастеру. Более века два огромных холста («Христос Вседержитель» – 226 х 216 см и «Успение Пресвятой Богородицы» – 250 х 211 см) находились в Берёзове в Воскресенском храме, который после революции был заброшен. Иконы уцелели чудом. Когда перед войной их разыскал выдающийся омский учёный Андрей Фёдорович Палашенков, холсты находились в весьма плачевном состоянии. Благодаря героическим усилиям реставраторов им удалось вернуть утраченную жизнь.

Интересны эти работы не только в историческом, но, прежде всего, в искусствоведческом плане. Время их создания – эпоха серьёзных преобразований, связанных с проникновением в строгие сибирские традиции новых западных влияний. Восемнадцатый век в жизни православных огромного Тобольского края отмечен правлением архиереев – выпускников Киевской духовной академии, из которых самой значимой фигурой, безусловно, был архиепископ Филофей (Лещинский), возглавивший в 1702 году тобольскую кафедру.

Исполненная в этом стиле берёзовская икона «Христос Вседержитель» представляет одно из самых распространённых изображений в византийском и древнерусском искусстве – полуфигурное, с благославляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Проникновенный взгляд наделён мягкостью, исполнен ясной абсолютной гармонии. Жест пальцев, сложенных в именословном благословении, необычайно изыскан. На страницах раскрытого Евангелия текст: «Придите благословенные Отца моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня» (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 34-35).

Но художник отходит от строгих древнерусских традиций, наделяя святой образ вполне узнаваемыми человеческими чертами, лик Христа трогательно напоминает малоросского юношу с едва пробившимися усиками, в колорите преобладают украинские интонации, например, золотой растительный орнамент на фоне красного хитона прекрасно сочетается с насыщенной зеленью гиматия.

Ещё более сильное проникновение западного влияния наблюдается в иконе «Успение Пресвятой Богородицы». Здесь, помимо традиционной для данного сюжета сцены отпевания тела Богоматери в окружении апостолов, священников и прихожан, на иконе изображён момент, предшествовавший данному событию, – перенесение апостолов на облаках. Даже неискушённый посетитель выставки заметит, что «слава» Христа и нимб Богоматери выписаны в католических традициях, а в руках у Спасителя – душа Марии не в виде спелёнутого младенца, как на православной иконе, а в образе маленькой молящейся девочки. Все персонажи живописного полотна, часто изображённые в католических традициях, живут в глубоком трёхмерном пространстве, что тоже не характерно для древнерусской иконы, и даже архитектурный пейзаж в глубине – совсем европейский.

Обе иконы из Омского музея настолько уникальны, что каждой из них организаторы выставки выделили отдельный небольшой зал. Остальное пространство заняли тюменские экспонаты. Несколько месяцев, забывая об отдыхе и сне, реставраторы готовили их к выходу в свет. Надо сказать, постарались не зря.

К сожалению, многие учреждения культуры теперь вынуждены ориентироваться в основном на школьников. Видимо, по этому пути пошли и организаторы выставки, составив из экспонатов циклы одного образа – Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и т.п. Работы мастеров различных сибирских иконописных школ перемежаются между собой, трудно будет сразу уловить их особенности без рассказа специалиста, поэтому взрослым посетителям всё-таки хотелось бы посоветовать сначала вооружиться некоторыми знаниями или прибегнуть к услугам экскурсовода. Тогда знакомство с сибирской иконой станет более глубоким и полноценным.

Выставка в первоначальном виде будет работать четыре месяца, затем омские экспонаты вернутся домой, а на их место придут новые. Какие? Сотрудники музея пока не хотят раскрывать этот секрет, но уверяют, что впечатление от них будет не менее сильным.