В День славянской письменности, 24 мая 2014 года, закончил свой жизненный и творческий путь талантливый российский писатель Зот Корнилович Тоболкин.

«Нет, я бесславно не уйду!
Народ меня стоусто вспомнит,
Отдаст все должное труду,
А всё, что недодал, восполнит.

Что сделал? Будет и учет.
Ведь жизнь не кончилась. А имя
Мое страна средь равных примет
И просто скажет: «Помним, Зот!»

Помним… И сердце сжимается от невыразимой тоски по тебе… Помним… И душа полнится безмерной печалью… Исчезла радость жизни, но с особой силой возникло осознание того, какое великое счастье было даровано нам судьбою более полувека жить общими с тобой помыслами и стремлениями.

Какое счастье, что ты был у нас и есть. Да, есть! И будешь всегда в своих бессмертных творениях, где бьется твое могучее, щедрое и чуткое сердце и обитает твоя великая и священная душа…

Достойнейший сын земли сибирской Зот Тоболкин всю свою многотрудную и полную творческих свершений жизнь, свой большой, самобытный, яркий талант посвятил служению Отечеству, родной земле, на которой родился. «Мне завещано было любить землю эту. Ходить по ней и бегать босиком, травы ласкать, пить сок березовый, слушать лепет ручьев, встречать и провожать зори…» – это все о нем.

Творчество Зота Тоболкина пронзительно по своей искренности, ведь герои его произведений – земляки, среди которых он рос и мужал, которых почитал и славил. В их судьбах он видел общую великую судьбу народа на разных этапах нашей истории. И эти эпохальные события не прошли мимо пера писателя.

Совсем молодым, но уже хорошо познавшим жизнь (работа в колхозе, ремесленное училище, вечерняя школа, работа на заводе, служба в армии и т.д.), он начинает писать свое первое произведение о периоде коллективизации в деревне. «Хлебушко» – первоначальное название романа «Припади к земле».

«Суровый и честный роман-крутояр о сельской жизни. Написан рукой талантливого, наблюдательного, думающего человека. Достоверность характеров, истинная драматичность судеб, за ними просматривается время», – скажет позже об этом романе критик И. Питляр.

Да и во всех последующих произведениях Зота Тоболкина пульсирует, бьется невыдуманная жизнь с ее противоречиями, сильными чувствами, жесткими поворотами судеб. Так писать дано только глубинно мыслящему, глубоко чувствующему человеку.

Поистине он был творческой личностью, необыкновенной, уникальной во всем: в своем незаурядном таланте, в неукротимом характере, в невероятной работоспособности, в напористой целеустремленности. Это человек сильной воли, уверенный в себе, гордый, упрямый, дерзновенный, с высоким чувством собственного достоинства. В нем бездна юмора, но хватает и сарказма. Вольнолюбивая личность, с мятежной душой и кровоточащим сердцем.

Он умел любить жизнь, наслаждаться ею, познавать ее до самых глубин. Растворяться в природе, наделяя ее всем спектром человеческих эмоций, добираться до самых сокровенных уголков души, быть всегда в гуще событий, постоянно лететь, ехать, плыть, шагать в манящую и неизведанную даль, а затем, уставшим, счастливым, с багажом впечатлений со словами: «Как я истосковался по тебе!» – возвращаться к жене, к родному очагу, к письменному столу, к своей «верной подруге» – печатной машинке.

Одним словом, был натурой неистовой. Потому и характеры героев его произведений такие емкие, будь то пахари-хлеборобы («Припади к земле», «Слово о пахаре», «Поликарп I», «Любава», «Журавли» и др.), воины-защитники, сибиряки, прошедшие суровые послевоенные годы. Им он посвятил свои народные трагедии: «Баня по-черному», «Верую!», «Реквием», «Похоронок не было» и другие.

Автор не устает удивляться стойкости нашего народа, перенесшего неимоверные испытания, когда «в каждом дне тратилась кровь, изматывались нервы, изнашивалось тело». «Не износилось. Не согнулся дух! Чем он заряжен, дух нашего народа? Откуда питается? Кланяюсь тебе, богатырь, наш русский народ, радуюсь тому, что живешь на земле, а еще тому, что и я – твоя малая частица», – писал он еще в начале своего журналистского пути в очерке о нашем земляке Якове Неумоеве, герое Великой Отечественной войны.

Стоило только забрезжить нефтегазоносным открытиям в нашем крае, Зот Тоболкин, молодой, но уже именитый журналист, оставив элементарные «блага цивилизации», семью с двумя малолетними детьми, ринулся в этот «северный котел», чтобы вместе с первооткрывателями вариться в гуще гремевших на весь мир событий. Не один год делит он с ними тяготы труда, жизни и быта. И вот результат: все этапы открытий в
нефтяном крае, трудовой, духовный, жертвенный подвиг первопроходцев, покорителей нефтегазовой целины – на страницах его произведений: драм «Геологи», «Взлетная полоса», романа «Лебяжий», повестей «Время сильных», «Клад», «Сизиф», не говоря уже о многочисленных сообщениях в местных и столичных газетах, на радио и телевидении.

«Нужно горячо любить эту землю, чтобы рассказать о ней с большой художественной правдой, гражданским мужеством и огромной ответственностью перед временем и современниками», – справедливо скажет о нём писатель Геннадий Сазонов.

«Прочитал вашу книгу «Лебяжий». От души поздравляю с творческой удачей. В книге много по-настоящему талантливых страниц. От души желаю новых успехов. Крепко жму руку. С уважением Г. Марков, председатель правления СП СССР».

Среди героев труда, принесших славу нашему краю, на всю Россию и даже за ее пределами в те годы звучало имя нашего талантливого земляка Зота Тоболкина. Его произведения печатают самые престижные издательства и журналы. Их запрашивает библиотека Конгресса США, Гарвардский университет. Выходят в свет сборники его пьес.

«Зот Тоболкин – один из интереснейших современных драматургов со своим почерком, стилистической манерой, своей темой…» – пишет о нем И. Вишневская, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России.

С большим успехом, а иногда и с триумфом, его драматические произведения идут на сценах многочисленных театров нашей страны – от Мурманска до Дальнего Востока. Ставятся в Чехословакии, Болгарии, а с гастролями – даже в Японии.

Московские зрители, в частности, познакомились с его произведениями «Сказание об Анне», «Сибирская баллада» на сцене театра им. Вахтангова.

Московский новый драматический театр поставил пьесу «Про Татьяну». Николай Сличенко по драме Тоболкина «Песня Сольвейг» создал в театре «Ромэн» спектакль «Братья», получивший, как и автор драмы, диплом I степени на Всесоюзном смотре спектаклей, посвященных 26-му съезду КПСС.

По повести Зота Тоболкина «Жил-был Кузьма» на «Мосфильме» была снята цветная широко-экранная картина «Поздняя ягода». Премией Министерства культуры СССР отмечен и спектакль «Сказание об Анне» Саранского драмтеатра.

Спектакли, поставленные по пьесам Зота Тоболкина, были переведены на многие языки: молдавский, удмуртский, чувашский, чешский, болгарский, белорусский, украинский. Сейчас трудно себе представить, в связи с гражданской войной на Украине, что когда-то по Киевскому телевидению транслировали спектакль «Сибирская мадонна» («Сказание об Анне»), а в Харькове Зот Тоболкин был одним из организаторов Всесоюзных дней литературы, за что получил благодарность Министерства культуры СССР. В эти годы он много времени уделял публицистической деятельности: участвовал в дискуссиях на страницах российских газет и журналов по проблемам литературы, драматургии; в творческих конкурсах, лабораториях, семинарах, на пленумах и съездах, организуемых Союзом писателей, Министерством культуры СССР, Всесоюзным театральным обществом.

«Крупным талантом», «маститым писателем» предстает Зот Тоболкин в своих исторических романах, обращенных к славному далекому прошлому сибирского края: «Зодчий», «Грустный шут», «Отласы». Написанные с поразительной достоверностью, они полны боли и любви к России, ее народу. Со свойственной ему творческой страстностью воспевает автор мужество, мощь, ум, талант наших великих предков.

Ни одно из произведений Зота Тоболкина не оставляет равнодушным, поражает его взгляд на мир и великолепное владение словом. «Язык сочен, многослоен. Многие фразы, целые страницы хочется перечитывать заново, насладиться музыкой талантливой прозы. Цитировать можно без конца, и каждый образец прозы Тоболкина – открытие для меня», – пишет, например, рецензент А. Панкратова.

Зот Тоболкин – мастер литературной миниатюры. Его «Седмицы» – крохотные притчи, что-то вроде стихов в прозе. В них в краткой форме отразились век и современный человек, умудренные изыскания автора.

«Читаю твои «Седмицы». Как воду колодезную пью после долгой дороги. После такого прочтения ясно понимаешь, что писать и жечь глаголом сердца людей – вещи разные», – говорит поэт Олег Дребезгов.

Стихи – одна из граней его многосторонних дарований.

«Дано мне Богом мое слово,
Оно во мне живо и ново.
«Глагол», – как славно говорили
Поэты тех, иных времен.
И я не стану горсткой пыли:
Я в слово истово влюблен».

Зот Корнилович – заслуженный работник культуры России, неоднократный лауреат государственных и других литературных премий, имеет правительственную награду – орден «Знак Почета». Но самая высокая награда для писателя – признание читателей. Было время, когда его книги, издаваемые многотысячными тиражами, невозможно было достать, когда он получал благодарственные письма от совершенно не знакомых ему людей. Вот небольшой фрагмент такого письма: «Книга ваша потрясла меня. Я не только чувствовал, переживал, мне казалось – действовал вместе с вашими героями. Вот как правдива ваша книга. Ваша книга – это дорогая и щедрая осень с ее дарами и красками, с ее пьянящим и пахнущим воздухом, вдыхая который, сам делаешься светлее и чище. И нет предела насыщения в желании дышать им. Желаешь, чтобы книга была и продлилась, а лучше бы не кончалась совсем». (А.Д. Кузьмин, читатель из Москвы).

Самые строгие критики, конечно же, собратья по перу. Им слово:

«Зот Тоболкин – один из интереснейших писателей нашего времени. Хорошо знаком всероссийскому читателю и зрителю как талантливый, самобытный мастер прозы, драматургии. Его имя прочно вошло в ряд известных писательских имен.» (Владимир Фомичев, член СП. России, г. Екатеринбург).

«Вне всякого сомнения, вы – человек одаренный и даже есть в вас что-то от самобытной гениальности». (Виктор Астафьев, писатель, г. Красноярск).

«Зот Тоболкин с проникновенной убедительностью открывает нам особую, «сибирскую» ипостась русского национального характера. Хочется низко, до самой земли поклониться этим людям, героям его пьес, словно бы вызванным Тоболкиным из самых недр нашей земли. Они проходят перед нами своим, порой тяжким, путем, не дрогнув». (Алексей Симуков, драматург, г. Москва).

«Такого зрелищного, общественно значимого и эмоционального спектакля никогда не было на костромской сцене. Спектакль, поставленный по пьесе сибирского драматурга Зота Тоболкина «Сказание об Анне» – это поистине высокая драма, трагедия, способная увлечь до слез, до замирания сердца, до гулкой, мертвой тишины в зале, до высшего градуса сопереживания пришедшего на спектакль зрителя» (газета «Северная правда». В. Голубев, критик. г. Кострома).

«Имя Зота Тоболкина можно поставить в один ряд с первопроходцами Севера, тем же Муравленко». И это сомнений не вызывает. Они были сынами своей эпохи и жили по ее законам. Мы шли вслед за ними, уже по проторенной тропе. «Его пример – другим наука, – как в свое время заметил классик, чьим именем, кстати говоря, названо ох как много мест и местечек. И Зот Корнилович уважать себя заставил именно творчеством, испив горькую чашу творческого человека стойко, без экивоков на непростое время, в котором ему выпало жить». (Вячеслав Софронов, писатель, г. Тобольск).

«Он достоин высокой памяти. Можно смело сказать, что всенародными писателями стали Валентин Распутин, Василий Белов, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Василий Шукшин, Виктор Астафьев. К этим замечательным именам великой державы прибавилось имя нашего земляка Зота Корниловича Тоболкина. До боли сердца переживал он распад державы, трагедию России, которой служил самоотверженно. Я верю в вознесение его имени на Земле и на Небе. Его творчество требует вдумчивого исследования для осмысления авторского подвига» (Андрей Тарханов, член СП России, г. Ханты-Мансийск).

Давно вошли в историю, отлиты в бронзе, запечатлены в названиях месторождений, городов, улиц имена покорителей Тюменского Севера, литературный монумент которым, как и многим землякам прошлого и настоящего, воздвиг и Зот Тоболкин, так много сказавший о своем крае. Он не только успел спеть свою бессмертную песнь о Сибири, но и других призывал создавать о ней хорал: «Не смолкайте, голоса вещие, пойте! И пусть доносятся голоса ваши до внуков и правнуков, чтобы и они гордились краем родчим, во веки славным».

Имя Зота Тоболкина, оставившего нам богатое духовное наследство (еще не все изданное), имя выдающегося, достойнейшего сына земли, на которой он родился, которую любил и славил, не будет забыто, пока живет Сибирь!

«Сибирь моя! Великий чудный дар! Безмерна ты, любовь к родному краю! Сибирь! Моя великая страна! Душой тебя, всем сердцем понимаю!..

Да будет запечатлено имя Зота Тоболкина не только в сердцах и душах тех, кто знал и любил его, кто почитал его талант, но хотя бы в названии одной из улиц города, в котором он жил и творил более полувека…

                                                     Зот ТОБОЛКИН

Лето в Речкиной так прекрасно.
Тишина, лепет струй и плес,
Тополя, благородный ясень.
И вокруг мой волшебный лес.

Что ему поутру нашепчу я?
Я в лесу задумчив и тих,
Понимает мой лес, все чует,
И в душе рождается стих.

Это все от восторга. Старея,
Стал не сдержан на чувства я.
Видишь, лебедь над нами реет?
Как прекрасна земля моя.

И река уносит невзгоды.
Лес застенчив, дитя земли,
И летят, и поют мне гордо
Эти царственные корабли

Или птицы. Но в их полете,
Мощных крыл таинственный плеск,
Птицы белые, вы поймете,
Как прекрасно жить на земле!..


* * *

Забыть все зло, что совершил
И больше никого не мучить,
Облегчить груз своей души
И стать немножечко получше

Хочу! Безумно жить хочу,
Творя добро и сея правду,
Чтоб чтил меня мой строгий правнук,
За это жизнью заплачу.


* * *

«Боль изломала. Очень скверно!
Так мне же это не впервой.
Я одолею. Это верно!
Ведь знаю я характер свой».


* * *

Мне боль сжимает ритм и горло,
И самого подчас – в дугу,
Но человек я нравом гордый,
Себе внушаю: я могу!


* * *

Живу. Дышу. Боль донимает,
Она неистова подчас.
Кто испытал, тот понимает,
Как труден мне мой каждый час.

Уйду, закончатся земные дни.
А я велик. И многими был признан.
Чем кончатся усилия мои?
Не ведаю. Судьба всегда капризна.

Уйду. – Наверно, пожалеют люди.
Судьбу-то кто вершит? Возможно, Бог
Иль правящие. Но меня не будет,
Не помешает вам мой тихий сон,

Там все идет спокойно, тихо, мирно,
Там не болят душа и голова.
И звезды вечные плывут над миром.
Идет ли обо мне средь вас молва?..

Пройдите, люди, праху поклонясь,
Я вас любил. Дела достойно славил.
Я пахарь был. А горсть мне бросит князь.
Теперь я – прах. Колокола и главы

Грустят и потускнели. Мир в тумане.
Живите, люди! Зот к себе не манит…
Я сам – был, жил, творил, пахал и пел,
Порой спешил, но все же не успел…

И увела до времени дорога,
Теперь беседую уже не с вами, – с Богом…
Дела мои – полет и вдохновенье,
Пред Богом и собою не лукав,

И грех терять великие мгновенья,
Я не имею времени и прав.
И каждый час, как драгоценный слиток,
Пусть банк времен, души его хранит,

Нет, по Руси пройду я не забытым,
Земля святая уж к себе манит…
Не зря творец десницею коснулся,
Немало сделано весомых славных дел.

И каждый день я счастлив, что проснулся,
Чтоб вновь творить. Душой не постарел.
Об этом грезил, к этому стремился
И каждый миг свой все к тому ж стремлюсь,

И верю – золотой достигну выси,
О том я мыслю и о том молюсь.