Тюменские дорожники заняты не только главными магистралями, много внимания уделяют окраинам. Есть городская программа борьбы с дорожными пробками

Дороги строили всегда. Как могли. И не всегда хорошо. Сохранилась такая запись от семнадцатого века: «Дороги очень дурны; почти половина дороги состоит из деревьев, которые кладутся по болоту. Дерева эти во многих местах переломаны, а стороною нельзя ни ехать, ни идти… А лес клали мелкой еловой и осиновой и березовой». Речь идет о дороге стратегического назначения – Ивангородской, на Нарву. В Сибири, говорили, трассы прокладывали лучше. Возможно, лес для лежневок рубили более добротный.

Может, контроль был строже. За тем смотрели воеводы Тобольского разряда Иван Петрович Буйносов-Ростовский (1613 – 1616 гг.), а потом его сын, Алексей Иванович Буйносов (1656 – 1659 гг.). Затем разряд вошел в состав одной из восьми губерний, образованных Петром I на российских владениях, – с территорией от Вятки до Аляски. Немногим раньше, в 1701 году, царь создал в этих же краях Каменский завод – поселение со школой, монастырем, лекарней, ямом, ну и, конечно, заводом. (Ныне город Каменск-Уральский). Здесь отливали пушки и ядра, значительно превосходившие оружие шведского образца. Крестьяне и монахи вместе с ямским людом ладили дороги. Каменским заводом с его населением правил тоже один из рода Буйносовых – Максим Никитич.

Можно было бы и обойтись без этого пролога, если бы не одно обстоятельство. В Управлении автомобильных дорог Тюменской области в должности начальника отдела по безопасности дорожного движения служит Павел Юрьевич Буйносов, потомок тех воевод – такая вот связь времен прослеживается. А в настоящее время всё то, что делается в отрасли, связано с безопасностью движения. Претворяется в жизнь партийный проект «Дороги «Единой России», в основу которого положен принцип «Безопасность дорог – безопасность жизни».

А управление дорог возникло в 1944 году в связи с образованием Тюменской области. До этого регион входил сначала в Уральскую область, а затем в Обско-Иртышскую. В послевоенное время было не до строительства, хоть бы пройтись по магистралям деревянным утюгом на конной тяге. Иван Федорович Теябякин прибыл в Тюменский доротдел в 1950 году и стал здесь четвертым по счету специалистом с высшим образованием. Со временем инженер возглавил ДСУ-1 в област-
ном центре. На тот момент в ведении облдоротдела было примерно 13000 километров дорог, исключительно грунтовых.

– На трассе Тюмень – Нижняя Тавда до поселка Тюнево имелась лежневка, – вспоминает Иван Федорович, живой участник событий тех лет, – причем из одной колеи, поэтому можно было «рулить» только в одном направлении. На расстоянии 4-5 километров ставили разъезды. Водитель мигал фарами дальнего света, подавая сигнал: уступи. Лежневка, а лучше сказать, бревневка, распласталась на дороге Тюмень – Тобольск в районе Байкаловских болот. Частично на дороге Тюмень – Ялуторовск. На реке Тобол у Ялуторовска была легкая паромная переправа, но катер отсутствовал. Как передвигались? От берега до берега, то есть от анкера до анкера, протянута проволока, а на посудине была стойка с роликом на верхней части. Ролик скользил по проволоке. Берешь увесистый брус и отталкиваешься – все происходит за счет мускульной силы переправляющихся.

044-3-1В 1962 году ДСУ-1 сдает в эксплуатацию асфальтированный участок трассы по Московскому тракту до границы со Свердловской областью. За два года – 37 километров. Прощай, грунтовка! Первые успехи – первые награды: машинист экскаватора Иван Мякишев удостоен ордена Ленина, его коллега Анатолий Сарнацкий – ордена Трудового Красного Знамени.

Но революция в отрасли началась в 1982 году, когда начальником Тюменьавтодора стал Юрий Владимирович Куренков. Тогда активно наращивали нефтегазовый комплекс Западной Сибири. В составе дорожного объединения создали Управление северных автомобильных дорог, а в Салехарде организовали карьероуправление и причальную стенку на Большой Оби. Рассказывает Юрий Куренков:

– В каменном карьере Харпа поставили мощнейший экскаватор, специально изготовленный по нашей просьбе на «Уралмашзаводе», к нему прикрепили два самосвальных БелАЗа, огромные такие машины. И с вывозкой гравия тогда было проще: на Ямал шли караваны барж с материалами и оборудованием для геологов, нефтяников, газовиков, строителей, а возвращались порожняком. Мы убили двух зайцев: впервые начали поставки заполярного, ямальского щебня, флот обеспечили работой.

Однако перейдем к дням текущим. С 14 августа 2001 года Управлением автомобильных дорог руководит Алмаз Рашидович Закиев. Окончивший элитный вуз – МВТУ им. Н. Баумана – по специальности ракетостроение, он досконально освоил дорожную отрасль. Когда его выслушал старший советник Парламентского центра Канады Дэвид Рэттрей, специально прибывший в Тюменскую областную Думу, чтобы ознакомиться с постановкой дел в плане строительства автомагистралей, то вполне остался доволен. Как известно, Канада и США славятся своими дорогами. Но, говорят, не Америка сделала дороги, а дороги – Америку. Похоже, в нашем отечестве об этом порой забывают, финансируя отрасль по остаточному принципу.

Минувший, 2010-й, год А. Закиев считает весьма успешным: построили 60 километров новых дорог и 465 капитально отремонтировали. В том числе дорогу Ярково – Ялуторовск. За несколько месяцев до этого ввели в эксплуатацию дорогу Аромашево – Вагай. Эти трассы позволяют транзитному транспорту сократить путь на 200 с лишним километров, а ещё значительно улучшают экологическую обстановку, так как теперь автомобили, следующие в соседний Казахстан и восточные регионы России, минуют и без того перегруженный транспортом областной центр. Тюменские дорожники капитально отремонтировали десять крупных мостов. Да и новый переход над Транссибирской магистралью на месте старого, прозванного народом «Горбатым», можно включить в итоги прошлого года, так как именно тогда вступили в строй все пять съездов и выездов. Сооружение имеет шесть полос движения вместо прежних двух.

В последние годы много дорог появилось в жилых микрорайонах областного центра, в других населенных пунктах. Что характерно, тюменские дорожники заняты не только главными магистралями, много внимания уделяют окраинам, в частности, в Тюмени успешно претворяется в жизнь программа «Окраина». Есть городская программа борьбы с дорожными пробками. В других городах, деревнях и селах дорожники благоустраивают улицы, площади, школы, медицинские учреждения, церкви. Успешно осуществляется проект прокладки кольцевой трассы «Обход г. Тюмени». При этом применяются новые материалы, например, третий год в ходу ЩМА – щебёночно-мастичный асфальтобетон, тем самым укрепляется покрытие, повышаются его сцепные качества с колесами машин, что, понятно, сказывается на безопасности движения.

Когда телевидение показывает сюжеты из разных городов страны, в том числе и из Москвы, в глаза нередко бросаются ламповые светофоры. Они тусклые, обладают так называемым фантомным эффектом – и зеленый свет горит, и красный... В Тюмени и в других городах и весях области такого не увидишь.

– С подачи заместителя губернатора Б. Петренко, начиная с 2004 года, повсеместно установили светодиодные светофоры с контроллерами системы Siemens, – продолжает Алмаз Рашидович. – Они в десять раз долговечнее, в сорок раз меньше потребляют электроэнергии. И обслуживание светофорных объектов было возложено на нас. Теперь мы передали их в ведение города. Слышал, что стало хуже в плане обслуживания. Но все было сделано в свете Федерального закона №131, то есть разграничили полномочия субъектов. И дороги теперь перешли в три различные категории: федеральные, региональные и муниципальные. Мне рассказывали, что там, где дороги перешли под крыло муниципальных образований, они в течение одного года стали непроезжими. Может, и так. Ведь у «муниципалов» всегда найдутся приоритеты: больницу отремонтировать, колодец выкопать, крышу покрыть… И в нашей области повсеместно появились службы заказчика. Но мы своевременно пообщались с главами районов и не пустили на самотек содержание и ремонт муниципальных дорог. И вообще, болеем за дороги, в конце концов, человеку без разницы, кому принадлежит дорога, лишь бы она была хорошей, проезжей. Нередко наше Управление автомобильных дорог выступает единым заказчиком.

Да, знатоки утверждают, что многие региональные, даже муниципальные автодороги Тюменской области значительно лучше многих федеральных трасс.

Но задачи у тюменских дорожников весьма обширные. Не первый год строится объездная дорога «Обход г. Тюмени». Осталось её закольцевать, а для этого надо проложить восточную часть обхода, соединив его с федеральной дорогой Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск, перекинуть мост через реку Туру. Проект ещё не завершен, но уже появилась необходимость в строительстве второго кольца, эта идея активно обсуждается, выдвигаются технические обоснования. Предлагается перенести южнее города железную дорогу, делящую сейчас Тюмень на две части. На месте стальных магистралей предлагается создать проспект.

044-3-3Продолжается реконструкция главной в областном центре улицы Республики, намечено завершить второй по счету подземный переход под ней. Скептиков было много, даже митинг организовали против строительства перехода, мол, всё равно затопит, ведь местность болотистая, а раз так, то деньги на ветер. Первый переход в районе рынка «Солнечный» никаких вопросов не вызывает, потому что сделали отменную гидроизоляцию, на всякий случай объект оборудовали насосами. К слову, митингующих было немало и при строительстве дорожниками пешеходного бульвара. Бульвар с тенистыми насаждениями, фонтаном, вазонами, лебединым озером, аттракционами для взрослых и детей получился замечательным. Теперь это любимое место отдыха жителей Тюмени и гостей города.

Есть ли в Тюменской области населенные пункты, не имеющие сообщения с основной сетью дорог?

– Есть у нас такое пятно на карте – Заболотье, – комментирует А. Закиев. – Там дорог нет вообще. Зимой народ добирается куда надо по зимникам, кстати, мы же их и обслуживаем, летом люди пересаживаются на лодки. Деревушки малочисленные и вкладывать миллиарды рублей в строительство дорог нет смысла. Видите ли, у Робинзонов подобное существование – это образ жизни. Хотя мы уже построили дорогу Тюмень – Нижняя Тавда, возвели мост над рекой Тавдой, далее дорога пойдет на Мортку, далее на Агириш. Впоследствии к этой магистрали примкнет дорога Тюмень – Салехард, которая согласно мегапроекту «Урал промышленный – Урал Полярный» пройдет по восточному склону горного хребта. А та часть, что на Мортку, проляжет через «заболотные» деревни Кускургуль и Янгутум.

…Быстро время летит. В 1988 году сдали дорогу Тюмень – Тобольск. Её намного спрямили по сравнению с существующей. Но первый от областного центра участок проходит по старому Тобольскому тракту, который стал продолжением Бабиновской дороги от Перми до Тобольска. Намедни едем тут, водитель обслуживающей трассу организации Сергей Левин останавливает машину в нужной ему точке. А я выхожу, так сказать, размять кости, ну и насладиться ароматом весеннего воздуха. Может, именно здесь стопарнул свой ходок старший ямщик конвойной роты Иван Макаров, именно здесь нашло на него вдохновение и родились эти строки:

Однозвучно звучит колокольчик,
И дорога дымится слегка,
И широко по вольному полю...

А в натуре, скажем так, хотя вроде бы и весна на дворе, метет третий день. Механизаторам, комплексным дорожным машинам Тюменского ДРСУ, боевого подразделения ОАО «ТОДЭП», забот под крышу. Справляются. Ни единой жалобы от проносящихся по федеральной трассе Тюмень – Ханты-Мансийск многотонных фур, других транспортных единиц. В Европе в сей момент – по телевизору показывают – сплошные заторы. Они, «кадээмки», возвращаются на базу, как уставшие подлодки: сами все в снегу, а дорога чистая, даже разметка на виду.

Знакомимся с героями дня – машинистами Михаилом Крыловым и Игорем Велижанским.

– Да нас много, – говорят мужики, – мы ведь пашем от границы Тюменского района до границы Ярковского. И не только. Диспетчер вам правильно скажет.

Диспетчер Наталья Азаренко уточняет:

– А ещё «под крылом» ДРСУ федеральные дороги 1Р-402, то есть Тюмень – Ишим – Омск, трассы «Байкал» и Екатеринбург – Тюмень. Двадцать семь единиц техники – КДМ, самосвалы, грейдеры – подключены к системе ГЛОНАСС.

Машины провожает и встречает механик Салимчан Султанов. Дело привычное, как-никак 34 года на этом месте – с тех пор как здесь, на окраине областного центра, появилось это мощное дорожное предприятие.