Юрий Лазарев стал фотохудожником не вдруг. Прелюдией к тому послужила вся его предыдущая жизнь, трудовая биография, насыщенная встречами, знакомствами, приобретениями и потерями. Несколько престижных рабочих специальностей, богатый опыт общения с людьми, более чем тридцатилетний стаж пребывания на Тюменском Севере…

Впрочем, по рассказам его коллег и друзей, наблюдательным и любопытным Лазарев был всегда. Огромное количество его фотосюжетов опубликованы на страницах местной, региональной и центральной прессы. Снимки Лазарева всегда отличаются от работ других фотомастеров необыкновенным теплом, неожиданным ракурсом, пристальным вниманием к объекту – будь то пейзаж, портрет или забавная сценка, совершенно случайно и очень кстати попавшая в объектив.

– Нажать на кнопку затвора – дело, как известно, нехитрое, – добродушно говорит Лазарев. – Весь «фокус» в том, чтобы щелчок не оказался холостым, бездушным, похожим на тысячи других…

Юрий Лазарев счастливо избегает банальностей и примитивизма, небрежности и вычурности. Он придерживается классических требований жанра: если снимает пейзаж – налицо настроение, если портрет – видишь характер человека, в репортаже непременно присутствует Его Величество Факт, преподнесенный динамично и ярко, строго и метафорично.

Побывав за многие годы почти на всех «ударных стройках» Тюменского Севера, Юрий Лазарев выработал свое, авторское, отношение к затертой, подзабытой ныне героике трудовых будней. Опубликованные им фотоматериалы носят порой субъективный и весьма категоричный характер. Однако в каждом из них виден Человек, нередко застигнутый в ситуации экстремальной, демонстрирующий всю гамму чувств – от боли и смертельной усталости до редкого и счастливого момента постижения Истины.

Фотоязык, на котором объясняются фотографы, вот уже полтора века обновляется, и временами весьма радикально. Есть, разумеется, и у Лазарева свои секреты достижения эстетического эффекта. Но трудно даже объяснить, какие «приемчики» помогли ему, например, сделать великолепный слайд, названный автором «Замерзший ветер»? Увидев однажды эту работу, японцы, признанные знатоки искусных миниатюр, не задумываясь, предложили автору хорошие деньги. В американских долларах. Но уникальный слайд по-прежнему хранится в архиве Лазарева, ожидая своего часа отнюдь не из меркантильных соображений.

Сегодня   Юрий Васильевич Лазарев живет в Надыме. Признанному фотомастеру активно помогает сын Эдуард, выросший с фотоаппаратом в руках. Их дни расписаны по минутам. Быстротечна и по-прежнему насыщена событиями окружающая их прекрасная и суровая действительность. Успеть остановить и зафиксировать те самые неповторимые мгновения, вдохнуть душу в непередаваемую красоту схваченного морозом ветра – задача не из легких. Отец и сын Лазаревы стараются доказать себе и другим, что это возможно. А благодарные зрители, читатели, затаив дыхание, каждый раз ждут нового чуда. И крайне редко разочаровываются.