Каждая книга по-разному находит своего читателя: одну чествуют на презентации, и о ней узнает весь город, другую автор сам пиарит, как может, а бывает, появится издание, и о нем известно лишь в узких кругах.

Сборник статей тюменских историков и краеведов, посвященных 100-летию городской синагоги, вручили мне буквально на днях. Конечно, приятно видеть свою статью на страницах книжки, но всегда интересней узнать, о чем пишут коллеги и ученые. 30 авторов – у каждого свои открытия, мысли, эмоции. И я решила обязательно рассказать об этом собрании материалов широкому кругу читателей.

Краевед Владимир Полищук отследил чуть ли не каждый шаг «великого старца» в мае-июне 1914 года, когда Распутин приехал в Тюмень, и фотографа Шустера, запечатлевшего это событие. Директор Ялуторовского музейного комплекса Павел Белоглазов приводит интереснейший факт:

«в 1905 году вольной аптекой (принадлежащей Айзенштадту) управлял провизор Матвеев. Дом этот находится на Большой Вознесенской улице (Первомайской, 60), и именно в нем в 1841 году родился будущий меценат и промышленник Савва Иванович Мамонтов». Провизор Соломон Моисеевич Айзенштадт после Ялуторовска перебрался в Тюмень и стал первым раввином тюменской синагоги.

«Краеведческий поиск чем-то сродни детективному расследованию. Тот же азарт в отслеживании ускользающей информации. То же пристальное изучение документов и опрос свидетелей», – резонно отмечает нынешний раввин синагоги Игорь Варкин. 199-4-3Каковы были размеры некрополя, на котором хоронили иудеев, где все же находилась миквэ (еврейская ритуальная купальня), были ли «разноцветные стекла» синагоги, и что за надпись украшала ее фасад? На эти вопросы читатель не просто найдет ответ, а прочтет увлекательный рассказ, наполненный интереснейшими деталями, наблюдениями, рассуждениями. Игорь Варкин благодаря своей настойчивости обнаружил-таки запись в журнале Тюменской городской управы от 24 сентября 1898 года, из которой следует, что миквэ располагалась на пересечении улиц Телеграфной и Ляминского лога. Автор не поленился отыскать бывших учеников музыкальной школы №1 за 1931–1941 (в это время школа занимала помещение синагоги) и спросить каждого, какими им помнятся окна. Пятеро из семи опрошенных утверждают, что стекла были витражными. Кому-то это покажется мелочью, но из таких деталей и складывается целостная картинка. А кто тот зодчий, сотворивший культовое здание? – спросите вы. Предполагается, что над проектом потрудился известный на то время городской архитектор Константин Чакин.

Автор книги-энциклопедии «Юркин кондуит» краевед Юрий Зотин в статье «Еврейские семьи Тюмени первой половины XIX века» приводит любопытные сведения о тюменцах еврейского происхождения, принявших христианство. Таковым, например, является Никита Прокопьевич Прокопьев (1796–1854) – содержатель трактира и публичного дома. Жаль только местоположение дома с «красными фонарями» не указывается.

Невозможно оставить без внимания публикацию заслуженного учителя РФ Нины Бритвы о выдающемся педагоге музыкальной школы Юрии Геллере. 199-4-1Талантливый организатор и музыкант Юрий Леопольдович был репрессирован, но тяжелые испытания не сломили человека. Вопреки несправедливым обвинениям, он вдохновенно работал, в 1966 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Тему о знаменитых музыкантах Тюмени продолжают исследователи Жанна Ермакова и Михаил Яблоков.

Отмечу, что составители сборника очень удачно подобрали материалы: страница за страницей увлекают читателя и не оставляют безучастным.

Тираж – 300 экземпляров, адресовано издание, прежде всего, ученой среде и тем, кому любопытна сибирская еврейская история. Сборник «Евреи в социокультурном пространстве Тюмени и региона» поступил в библиотеки города и, надеемся, не будет пылиться на книжных полках.