Технический прогресс не остановишь, это ясно всем. Но на его пути сталкиваешься порой с такой ситуацией, когда остается только руками развести, а понять и объяснить случившееся не в состоянии. Ну кто бы подумал, что самый удобный, самый быстрый и самый современный вид связи NGN может привести к беде, и немалой.

А беда грянула, как гром среди ясного дня, в мае, когда ОАО «Ростелеком» предъявил компании ООО МПО «ТОИР» счет за переговоры в апреле сего года на… три миллиона четыреста пятьдесят пять тысяч восемьсот рублей семьдесят одну копейку (3 455 800 руб. 71 коп.).

Первая реакция – ошибка. Ну как можно за месяц наговорить на такую сумму? Но связисты   не шутили, к счету была приложена распечатка переговоров. Из нее-то и узнали тоировцы, что именно через их NGN-номер было наговорено на столь кругленькую сумму. Причем «звонили» в самые различные страны и континенты, в том числе на Кубу, в Сомали, в Европу.

С мая по октябрь компания ТОИР стала письменно «стучаться» в самые различные инстанции. Отправили депеши в ОАО «Ростелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», УСГМ ГУВД Тюменской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области… Но в ответ или отписки, или тишина. У «Ростелекома» оправдание одно – говорили с вашего NGN-номера, переговоры автоматически зарегистрированы системой расчетов «Peter-Servise»… Платите, а то подадим в суд. И подали!

В поисках выхода из сложившейся ситуации тоировцы отыскали еще несколько тюменских предприятий, которые также «погорели» на переговорах. В частности, это ООО «ПроектНефтеГаз», ООО «Мобискар», ООО «Фабрика Командор», ООО «Радио город». Им предоставили счета к оплате от 76 тысяч до 1,5 миллиона рублей в месяц. Но сколько ни доказывают пострадавшие, что они невиновны, что не осуществляли эти переговоры – все бесполезно. Довод связистов один – вот счета, вот реестр переговоров, платите!

Сложно разобраться во всей этой истории, но у меня лично возникло несколько вопросов.

Первый. Как можно за два дня (в выходной день 25 апреля и 26 апреля сего года) с одного NGN-номера совершить 13975 (тринадцать тысяч девятьсот семьдесят пять) звонков и наговорить 100582 (сто тысяч пятьсот восемьдесят две) минуты?

Второй. Почему «Ростелеком» не лимитирует переговоры для клиентов ни по времени, ни по сумме? Ведь с того же сотового телефона много не наговоришь. Сколько денег положил, на столько и говори.

Третий. Кто в случае взлома NGN-номера несет ответственность – клиент или продавец услуг?

Четвертый. Кто возместит ущерб пострадавшим предприятиям от несанкционированных звонков?

И пятый. Как услуги связи такого качества отразятся на имидже ОАО «Ростелеком» и ОАО «Уралсвязьинформ»?