Сейчас общественностью Тюмени решается вопрос, какой памятник установить в Историческом сквере. Среди проектов на архитектурный конкурс представлена работа П. Забелло «Ермак Тимофеевич». Это единственный вариант памятника, посвященный покорителю Сибири, что демонстрируется на выставке. Его автор – Пармен Петрович, известный скульптор, академик Императорской академии художеств г. Санкт-Петербурга, живший в ХIХ столетии.

Любопытно, а кто-то из тюменских мастеров ваял скульптуру Ермака Тимофеевича? Кому, как не сибирякам, обращаться к этой теме? Оказывается, еще более 20 лет тому назад заслуженный художник РФ Николай Распопов разработал проект монумента Ермаку. И не по заказу, и не на конкурс, а по велению души. В нынешнем творческом состязании Николай Васильевич решил не участвовать, говорит: «Приболел, иногда бывает, сама судьба удерживает от чего-то». Мы решили показать задумку мастера, вполне возможно, в каком-нибудь российском граде она воплотится.

Итак, памятник Ермаку высотой семь метров, стоит он на гранитной глыбе. Сделать постамент из камня подсказала песня: «Есть на Волге утес…». Сзади фигура объята волнами, так символически выражена гибель легендарного казачьего атамана.

Монумент, по задумке автора, должен быть на площадке в виде круга, это символизирует то, как казаки решали возникшие вопросы. В центр катили бочку, атаман забирался на нее, и собравшиеся вокруг казаки обсуждали свои думы. Ермак не держит в руках оружия, бои закончились, он – победитель.

Николай Васильевич говорит, что к ермаковской теме первый раз обратился лет 40 назад, когда еще жил в Тобольске. «Тогда художники для драмтеатра делали барельефы великих сибиряков: Ремезова, Алябьева, Ершова, Менделеева… Вот и я задумался над образом Ермака. А в 80-х годах где, какая литература об этом легендарном человеке появится, я старался прочесть», – рассказывает Николай Васильевич.

За это время было сделано несколько вариантов скульптур Ермаку. Уникальность их в том, что выполнены они из дерева кап. Одна скульптура хранится в Тобольском музее, другая – в частной коллекции.

И, наконец, тот Ермак, что задуман на гранитной глыбе, пока вылеплен из пластилина и покрыт специальной краской под медь. Возникает ощущение, что скульптура из металла. Николай Васильевич говорит, что если появится интерес к его проекту, то он доработает детали: кольчугу, тяжелый панцирь – царский подарок, ставший причиной гибели атамана. Главное – найден и создан образ легендарного Ермака. Памятник предлагается отчеканить из меди, это очень красивый материал. Или сделать из бронзы.

Для такого монумента нужна свободная, лучше возвышенная площадка. Хорошо бы смотрелся этот Ермак в Тюмени на мысу, где находятся мемориал Вечный огонь и камень в честь основания города. Но площадка занята, и пока не нашлись заказчики, желающие установить памятник атаману. И стоит Ермак в мастерской скульптора, думой своей объят…