Тебе, потребитель!

Зашла в «Салон красоты». От лепоты, сидящей там, обомлела. Однако рисковать не стала. Решила обойтись бабушкиными средствами…

Лежу с огуречной маской на лице. Муж подошел, съел пластинку огурчика с моего лица и говорит: «Ты в следующий раз сальца положи, что ли».
Ему бы только шутки шутить!

Два слова на «ф», говорят, творят с женщиной чудеса – фитнес и фотошоп. Неизвестно, какое больше. Попробовать, что ли?

Мои раздумья прервал звонок «сотика»: Анна Ивановна, добрый день! Хотим пригласить вас на бесплатную SРА-процедуру. А потом вы протестируете наш замечательный крем на улитках. Только вчера прислали из Вьетнама. Наталья, ваша подруга, ну очень довольна! Сколько ей лет, сами знаете… Если надумаете, прихватите с собой паспорт. Нам не безразлична судьба наших клиентов».

Действительно, подруга моя здорово выглядит. Звоню ей, чтобы проверить достоверность слов приятной во всех отношениях девушки.

Гудки. Нет дома. Ну да ладно. Была не была…

Косметические притирки оказались на удивление эффективными. Уже после двух масок мое лицо разгладилось, куда-то разбежались «гусиные лапки» у глаз, носогубные линии, образующие «треугольник смерти», стали почти незаметными. И все это без пластики. И даже без  инъекций ботокса, столь популярных в обществе знакомых дам.

Надо ли говорить, что я захотела иметь волшебные кремы и сыворотки дома! Правда, цена кусалась – 53 тысячи рублей. Любезные сотрудники пошли навстречу – предложили купить весь набор в рассрочку. А что? Удобно! 

С красивым лицом и  чемоданчиком чудо-препаратов в руках я выхожу из салона. Не иду, а парю над землей. Прощайте, бабушкины огурцы!

…Муж вернул меня на грешную землю грандиозным скандалом. Как я могла забыть о планах на лето (собирались в отпуск)? Дочери нужен плейер, сынишке обещали велосипед…

По инерции я продолжала сопротивляться, спорила, щелкала калькулятором, доказывая выгоду приобретения. Но угрызения совести уже коснулись моей души. Зачем я купила этот дорогостоящий косметический набор?

Через три дня, когда буря в доме улеглась, я заперлась в ванной комнате и приступила к омолаживающим процедурам. Строго следовала инструкции: очищение – маска – увлажнение… Чуда не произошло.

Поехала в салон. Принять косметику обратно (некоторые баночки я даже не вскрывала) и вернуть деньги там отказались. Да еще обвинили в неумении пользоваться уникальными средствами. Не растрогали служителей красоты (куда девались их ласковые  улыбки!) и жалобы на финансовые затруднения в семье. Более того, выяснилось: я должна банку кругленькую сумму. Просто какой-то гипноз!

Примерно так звучит типичный рассказ пострадавших от недобросовестных продавцов косметологических салонов. Чаще это женщины в возрасте, с небольшим достатком, у которых нет возможности покупать хорошую (потому дорогостоящую) косметику. А быть красивой, ухоженной очень хочется.
Зачастую при покупке и подписании договора люди не обращают внимания на то, что одновременно оформляют на свое имя кредит в банке, иногда на очень внушительные суммы! Эти махинации могли бы сойти мошенникам с рук, будь их товар безупречен. Увы! Очень многие сообщают об аллергических реакциях и прочих «прелестях» не вполне качественной косметики.

Даже если обошлось без аллергии, дома обычно наступает «прозрение». Женщины понимают, что внезапная покупка отразится на семейном бюджете. Пытаются вернуть набор обратно, но продавцы отказываются расторгать сделку. И с юридической точки зрения, их действия правомерны, так как по действующему законодательству косметика входит в перечень  непродовольственных товаров, не подлежащих возврату.

Как же быть? Во-первых, по возможности, откажитесь от соблазна посетить бесплатную процедуру, каким бы заманчивым не было это предложение. Вы должны понимать, что все косметологические салоны – это, прежде всего, коммерческие компании, цель которых получать прибыль, а не одаривать окружающих бесплатными услугами.  Предупредите об этой опасности своих знакомых, особенно старшего поколения.

Если же вы или ваши родные дали слабинку, соблазнившись заклинанием «бесплатно», то на следующий же день бегите в салон и требуйте расторжения договора купли-продажи косметики либо договора на оказание косметологических услуг (в зависимости от того, какой договор вы заключили) и кредитного договора с банком. А это, кстати, два абсолютно разных обязательства.

Договор купли-продажи, либо договор на оказание косметологических услуг – это долг перед салоном, а кредитный договор – перед банком. 

Аннулирование первых двух договоров само по себе не влечет расторжения кредитного договора. Для прекращения кредитного соглашения надо обратиться в банк или к представителю банка, который, как правило, присутствует в салоне, оказывающем косметологические услуги.

Тут все зависит от того, о чем именно заключен с салоном договор. Если указано, что на оказание косметологических услуг, а косметическая продукция составляет лишь часть стоимости либо идет как подарок – то вам обязаны полностью вернуть все деньги за вычетом понесенных салоном расходов (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если же по договору вы просто приобретаете кремы и маски, то сделать что-либо намного сложнее, поскольку парфюмерно-косметическая продукция включена в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Поэтому если после покупки в салоне вы захотите обменять или вернуть косметику даже в нераспечатанном виде, продавец имеет право отказать в возврате или обмене товара.

Однако, если приобретённая вами косметическая продукция вызывает аллергическую реакцию (а в подобных случаях такое бывает часто), необходимо обратиться к врачу. Возьмите соответствующую справку, чтобы предъявить косметологическому салону претензию о продаже некачественного товара. В случае отказа обращайтесь в суд.

Однако здесь важен такой момент. Чтобы продавать косметику в салоне, предоставляющем косметологические услуги, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения клиента необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, чтобы он имел возможность сделать правильный выбор (ст. 10 Закона). Если потребителю не предоставлена такая возможность при заключении договора, он вправе  в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п.1 ст.12).

Вам нужна эта головная боль? Тогда воздержитесь от скоропалительных решений. Не подписывайте договоры, не посоветовавшись с близкими, не получив полной и достоверной информации о салоне, который собирается вас осчастливить. 

Анна КРУЧ

P.S.: Благодарим за помощь в подготовке материалов Гюзель Федорову, специалиста отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени.