Расширенная пресс-конференция Владимира Путина и состоявшийся накануне Госсовет, посвященный малому и среднему бизнесу, встряхнули предпринимательское сообщество, которое не намерено ждать два года для выхода страны из кризиса.

Хочу предложить решение ряда проблем, которые затрагивают наш завод, да и не только наш, я думаю.

О налоговой системе

Есть такой налог на добавленную стоимость (НДС). В определенных кругах и даже в СМИ его называют «воровским», поскольку в этом налоге присутствует система возмещения и зачетов, а это порождает воровство. Громадное количество работников как на предприятиях, так и в налоговых органах занято исключительно расчетами и вычетами этого налога.

Постоянно придумываются методы администрирования и контроля начисления и возврата НДС (методы весьма затратные). Если в этом налоге ликвидировать возмещение, зачеты и вычеты, при этом уменьшив его до 12%, то воровать по большому счету будет нечего.

По этому вопросу я получил ответ Министерства промышленности и торговли РФ от 12.11.2014 г. № ПГ-05-5811, где мне сообщалось, что «по мнению Минэкономразвития России, принятие данного решения приведет к сокращению доходов федерального бюджета, что негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов бюджета». И тут же утверждается, что «отмена вычетов (зачета, возмещения) НДС, взимаемого на каждом этапе реализации продукции при ее движении от производителя до конечного потребителя, может привести к увеличению цен». По-моему, это абсолютно нелогично. Увеличение цены может быть только при увеличении собираемого налога, а не при его уменьшении.

В России при сложившемся менталитете предпринимателей и бизнесменов налоговая система должна быть очень простой, понятной и включать только налоги прямого действия. Кто ратует за сохранение НДС в сегодняшнем виде, видимо, имеет к этому личный интерес. Неубедительно выглядит их беспокойство о том, что всякие изменения в налоговых правилах не одобрит предпринимательское сообщество, и что это внесет нестабильность в налоговую систему. О какой «стабильности» может идти речь, если на 2015 год принято 307 поправок в Налоговый кодекс РФ?!

Иисус Христос, почитаемый христианами, считал главными врагами человечества фарисеев – людей, которые говорят одно, а делают другое.

О перевозках железнодорожным транспортом

Давно настала пора организовать на железнодорожном транспорте контрейлерные перевозки (перевозки большегрузных машин на железнодорожных платформах с экипажем). Так же, как это сделано в США и в Европе. Для начала следует наладить такие перевозки по Транссибирской магистрали. Это сразу разгрузит автомобильные трассы и загрузит железную дорогу.

Конечно, потребуются затраты на создание погрузочно-разгрузочных площадок с обслуживающим персоналом. Однако экономическая выгода от этого мероприятия значительная, и наступает она практически сразу. Одновременно сократится количество железнодорожных подъездных путей внутри городов.

По поводу этих перевозок Министерство промышленности и торговли в том же письме сообщает, что «в настоящее время ведется работа по организации регулярных контрейлерных перевозок… по маршруту Хельсинки – Москва» и что еще «16 апреля 2012 года на слушаниях Общественной палаты Российской Федерации, посвященных организации регулярных контрейлерных перевозок, данный вид транспортной деятельности признан одним из приоритетов транспортной политики Российской Федерации… В целях создания правовых условий для организации и осуществления контрейлерных перевозок подготовлены проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса от 27.04.2011 г. № 125» и проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1272».

Все это прекрасно. Но с момента слушаний в Общественной палате прошло уже три года, а дела-то нет.

О коррупции

Коррупция начинается с издания ограничительных, запретительных документов, независимо от того, как называется документ, и независимо от степени его юридической значимости.

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» перерабатывает старые свинцовые аккумуляторные батареи с 1942 года. При советской власти все было просто: автотранспортные предприятия привозили и сдавали на завод старые батареи, взамен получали справку о сдаче. И всё, никаких денежных расчетов не производилось.

Правительство РФ своим Постановлением № 168 от 26.02.1996 г. утвердило Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, которым определило, что лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов, материалов, веществ. С тех пор перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с опасными отходами неоднократно менялся. Например, Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ обязывал лицензировать деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов
I–IV классов опасности. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ из лицензируемых видов остались только обезвреживание и размещение опасных отходов. Прошло два с небольшим года, и вдруг тихо и неожиданно Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ с 01.07.2015 г. нам возвращают обязанность по лицензированию сбора и транспортирования опасных отходов, да еще добавляют лицензирование их обработки и утилизации.

Что же произошло за эти два года? Могу только предположить, что некоторые чиновники стали беднее.

О проверках

В стране созданы громадные контролирующие и проверяющие структуры, которые для оправдания своего существования должны быть загружены какой-то работой.

Конечно, проверки должны быть, и в этом сомнений нет. Но они должны проводиться не ради самой процедуры проверки, а чтобы найти упущения, возможно, вскрыть факты воровства, иных нарушений закона.

Выездная налоговая проверка за 2010–2012 гг. проводилась на нашем заводе восемь (!) месяцев – с 20.06.2013-го по 10.02.2014 г. (с перерывами). За проверяемый период нашим предприятием было перечислено в бюджет 572 миллиона различных налогов. Итогом проверки стало предъявление нам налоговых претензий на 1 млн 900 тыс. руб.

Завод подал апелляцию в налоговую инспекцию, и она была вынуждена сначала сама уменьшить свои требования на 372 тысячи руб., затем решением Управления ИФНС по Тюменской области из суммы претензий исключили еще 551 тысячу рублей. Оставшиеся требования в размере 929 тысяч рублей арбитражным судом первой инстанции были признаны незаконными. Сейчас это решение суда налоговая инспекция пытается оспорить в апелляции.

Представляете, сколько людей было и еще будет задействовано в проверках, комиссиях, судах? А в итоге вышел нулевой результат. Причиной тому – установка для проверяющих: любым способом (даже неправедным) наказать налогоплательщика в расчете на то, что не всякий налогоплательщик будет оспаривать решения проверяющего органа.

Постоянно прошу у проверяющих справку по итогам проверок о том, что наше предприятие законопослушное, добросовестный налогоплательщик. Хочу повесить ее в своей приемной, как это часто делают на европейских заводах для повышения имиджа компании. Однако у нас такую справку не дают, говорят, что не положено.

О трудовом законодательстве

Российская Федерация – единственная страна на постсоветском пространстве, сохранившая так называемые Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.

Вместо того чтобы их отменить, как это сделали в странах, входящих в Таможенный союз, Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ для предприятий, осуществляющих выплаты лицам, занятым на соответствующих видах работ, установлены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР: по Списку № 1 в 2013 году – 4%, в 2014 году – 6%, в 2015 году – 9%, по Списку № 2 в 2013 году – 2%, в 2014 году – 4%, в 2015 году – 6%.

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда», на который все рассчитывали, к сожалению, проблему не решил. Остались те же дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда – от 2% до 8%.

Таким образом, создана дополнительная кормушка для определенной группы лиц.

О банковской сфере

Я уже предлагал и еще раз предлагаю организовать в России хотя бы один государственный банк, поскольку между государственным банком и акционерным банком с частью государственного капитала очень и очень большая разница.

072-2-5Государственный банк должен работать не как ростовщик, а как расчетно-кассовый центр и хранитель депозитов юридических лиц без уплаты им каких-либо процентов. Процентом в данном случае будет являться гарантия абсолютной сохранности денег, предназначенных, например, для выплаты заработной платы, для уплаты налогов, для приобретения оборудования и т.п.

По мнению Минфина, приведенному в письме Минпромторга от 12.11.2014 г. № ПГ-05-5811, «любой банк, независимо от его формы собственности, может оказаться подверженным тем же негативным тенденциям, что и банковский сектор в целом».

По-моему, такое мнение говорит лишь о том, что должного управления банковским сектором в России нет. Необходимо подобрать группу молодых, перспективных финансистов и направить их на учебу в Израиль, где система государственных банков развита.

Справка. Объем отгруженных товаров, работ, услуг ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» в 2014 году – 3,044 млрд руб., рост к показателям 2013 года – 111,3%. Кроме того, объем отгруженных товаров, работ, услуг предприятий, работающих в одной технологической цепочке (бывших подразделений завода, ставших самостоятельными юридическими лицами в целях защиты от внешних проблем), в 2014 году составил в совокупности 1,820 млрд руб., рост к показателям 2013 года – 103,1%. Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает более двух тысяч наименований. Для сравнения: в 1989 году номенклатура состояла из 4 типов аккумуляторных батарей. При этом завод на 90% обеспечивает себя собственными материалами, полуфабрикатами, сырьем, ранее закупаемыми за рубежом. Мы наладили их производство, практически решив для себя вопрос об импортозамещении.