Золотые его купола

Его песни пришли к нам на аудиокассетах. Такие в 90-е продавали в ларьках, а для привлечения слушателей наиболее популярные мелодии звучали на всю улицу. Я сама не раз знакомилась с новым репертуаром, благодаря киоску, находившемуся около Центрального рынка. И вот среди раскрученных имен появилось новое, тогда ничего не говорившее. Но стоило услышать хотя бы одну песню, хотелось прибрести кассету. Сегодня исполнилось бы 58 лет легендарному шансонье Михаилу Кругу.

Он  прожил всего 40 лет, а его творческое наследие до сих пор разбирается. Находят неизвестные стихи, недописанные мелодии, друзья Михаила регулярно проводят фестивали его памяти, как в Твери, так и выездные. И сейчас, спустя столько лет после трагической гибели шансонье, его песни не теряют своей актуальности. Они о нашей жизни, о человеческих судьбах. Жанр, в котором творил Михаил, многие воспринимают в штыки, но на Руси всегда была поговорка – от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Кстати, сам Круг никогда не сидел. Но в тюрьмах всегда выступал бесплатно, привозил чай, сигареты.

Михаил Воробьев, такова настоящая фамилия исполнителя, вырос в Твери и не хотел покидать любимый город, даже когда появились деньги. Там жила его мама, сейчас осталась сестра. Оттуда он ушел в армию, потом десять лет работал шофером. Изначально песни были чем-то вроде отдушины – от несчастной любви, от стремительных перемен. Потом понял, ему есть что сказать и его хотят слушать. Став известны, Михаил много занимался благотворительностью, восстанавливал в Твери церкви. Как ни странно, при такой известности, полных залах и стадионах, Круга почти не показывали по телевидению. Осталось до обидного мало видеоматериалов, канал «Шансон» тогда только появился.

Новый виток популярности наступил, когда Михаил стал сотрудничать с Викой и Вадимом Цыгановыми. Песня «Приходите в мой дом» до сих пор остается одной из самых любимых у слушателей. Были и еще дуэты с Викой, она крестная сына Михаила, а после гибели друга и уже родственника, записала пронзительный реквием, где есть такие слова: «Был Есенин у нас, был у нас Михаил». И все так же над Тверью сияют золотые его купола.

Юлия Конкина

 


44604