Речной флот юга области находится в деградации

Тура от Тюмени до Тобольска судоходна только по большой воде.

В Тюменской областной Думе прошло заседание круглого стола: «Внутренний водный транспорт Тюменской области. Проблемы и перспективы развития». Инициаторы – областные депутаты фракции ЛДПР. Организаторы – комитет по экономической политике и природопользованию облДумы. 

Инна Лосева, председатель комитета, начала с «ситуации в целом»: 

− Судоходные пути сообщения проходят по 60 российским регионам. Плотность водных путей сопоставима с сетью железной дороги. Это не только транспортная артерия протяженностью около ста тысяч километров. Водные пути используются для решения задач в сельском хозяйстве, ЖКХ, гидроэнергетике…

− Проблемы в Тюменской области, как и в России в целом, − продолжала Лосева, − это снижение грузовых и пассажирских перевозок, ухудшение качества параметров внутренних водных путей, технического состояния судоходных гидротехнических сооружений, возрастного состава транспортного флота и портового оборудования.

Заместитель начальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков (водный транспорт курирует именно это управление) сосредоточился на том, что сейчас делается в регионе: 

− Одно из важных направлений – это перевозка пассажиров. У нас очень много населенных пунктов, которые не имеют альтернативной транспортной связи в период распутицы, 19 населенных пунктов в регионе обслуживаются именно водным транспортом. Для этого существует субсидированный маршрут «Тобольск − Малая Бича», по нему курсируют два судна. Это действительно важный социально-значимый маршрут, − подчеркнул Чистяков.

Руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мария Мартынчук напомнила присутствующим о влиянии внутреннего водного транспорта на качество окружающей среды: 

− Идет загрязнение водных объектов нефтепродуктами от деятельности внутреннею водного транспорта. Требуют дальнейшего внимания вопросы совершенствования комплексного обслуживания судов, включая прием и обработку хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов, проведения контроля за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения, а также оснащения портов средствами для защиты окружающей среды.

Словом, сейчас флот ходит под себя.

Из выступления руководителя федерального бюджетного учреждения «Администрация «Обь-Иртышская» Алексея Сажина следовало, что речной флот на юге Тюменской области находится в состоянии деградации: Тюмень с Тобольском связаны по воде всего два месяца – с апреля по июнь. Нужно озаботиться очисткой фарватера «и заниматься этим постоянно, как это делалось раньше, до распада СССР».

Заместитель начальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков сообщил, что его управление пыталось собрать информацию с судовладельцев, сколько грузов перевозится из Тюмени до Тобольска водным путем, чтобы ставить вопрос о выделении средств на поддержание фарватера в Минфине РФ:

 − Не удалось нам собрать такую информацию. Хотя мы оговаривали: нас интересуют только объемы, а не то, сколько вы зарабатываете! – пояснил Чистяков.

По мнению депутата Юрия Конева, эту сложность можно преодолеть, если смотреть не «со стороны грузов», а «со стороны пассажиров»: 

− Необходимо обратить внимание на сельские территории. Есть деревни, в которых весной, летом и осенью можно добираться только вводным транспортом. Альтернативы там нет!

Стало быть, фарватер чистить придется.

 − Надо развивать водные пассажирские перевозки для малых деревень и сел. Люди часто к нам обращаются с подобными вопросами, − поддержала депутат Тамара Казанцева.

По словам Алексея Сажина, многие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются речники, связаны с недостаточным финансированием: 

− Флот на сегодняшний день – одна из самых непрестижных отраслей. Маленькие зарплаты, студенты не востребованы. Также хотелось бы обратить внимание на законодательную базу, ее необходимо совершенствовать.

В частности, передвинуть сроки обучения. Директор колледжа водного транспорта Тамара Шпак пояснила: 

− Выпускники завершают обучение в июне. Навигация к этому моменту уже давно началась. В итоге, им некуда идти, многие из них находят другое место работы и в эту отрасль уже не возвращаются.

Депутат Денис Садовников напомнил, что к вопросам развития водного транспорта депутаты обращались в 2008 году: 

− Тема действительно актуальная. Нельзя ограничиться чем-то одним, здесь целый комплекс вопросов, на которые необходимо обратить внимание. К примеру, есть судовые производители, но нет заказа. Этот дисбаланс надо как-то устранять. Необходимо также скорректировать периоды обучения выпускников водного колледжа, − подчеркнул Садовников.

На фоне финансово емких проблем, скорректировать «периоды обучения», − казалось бы, самое простое. Но этого не удалось сделать даже после заседания Госсовета!

− Надо покончить с наследием Фурсенко! − энергично произнес кто-то из присутствующих.

Депутат Дмитрий Новицкий акцентировал внимание на развитии внутреннего водного туризма:

 − Этот вопрос затрагивает патриотическое воспитание, краеведение и, безусловно, вопросы экологии водных ресурсов. Сегодня уровень чистоты воды заставляет задуматься о взаимоотношениях с нашими соседними регионами, на наших собственных задачах по очистке сточных вод. Ведь водный туризм не ограничивается нашими красотами, должна быть возможность порыбачить, искупаться. Это именно те преимущества, которые будут привлекать туристов в наш регион.

Насчет взаимодействия с соседями Мария Мартынчук пояснила: да, воду от них Тура несет не самую чистую. Пробовали воздействовать – «в ответ получаем отписки». Экономическое состояние соседей оставляет желать лучшего, поэтому особых надежд на то, что они устремят свои ресурсы на экологию, нет. «Но над этим надо работать». Мартынчук предложила  сосредоточиться на Тюмени: вода в Туре «до» и «после» областного центра претерпевает существенные загрязнения. Какое уж тут купание!

По словам депутата Глеба Трубина, озвученные правовые и организационные проблемы надо решать: 

− У нас конструктивное взаимодействие с Ямалом и Югрой. Я считаю, что необходимо через программу «Сотрудничество» или через другие программы рассмотреть возможность увеличения финансирования для развития водного транспорта.

Депутат Артем Зайцев, итоживший депутатские дебаты, выступил с обширным выступлением, начиная с того, как «братья Метельские разворовали судостроительный завод», и закончил тем, о чем говорили другие депутаты.

В итоге, разработан проект рекомендаций, который «будет корректироваться». По словам главы комитета по экономической политике и природопользованию Инны Лосевой, необходимо сделать все максимально возможное, чтобы поднять этот вопрос на федеральном уровне. «Депутаты смогут эффективно отработать эти вопросы – они донесут их в профильные министерства. Как говорят, вода и камень точит. Ведь эти проблемы возникают во всех субъектах РФ».

Сергей ШИЛЬНИКОВ

 


31732