ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Учебный год в разгаре. Самое время поговорить о качестве обучения в школе и вузах страны. В советское время этому придавалось более серьезное значение, чем в эпоху рыночной экономики.

Сразу после Великой Отечественной войны акцент был сделан на высшее образование. Это отразилось даже в песнях и частушках: «На деревне провожание поют, гармониста провожают в институт». Или: «Эх, ахни, кума! Эх, ухни, кума! Я не с кухни, кума, – я из техникума!».

Если к четырем прибавить два, то это не значит, что в сумме будет шесть. Все зависит от педагога, а он, как правило, прикован к учебникам. Вот тут-то и могут возникнуть проблемы.

Обратимся к учебнику по физике для 7-го класса, где даётся понятие о законе всемирного тяготения в изложении Исаака Ньютона. В пособии четко сказано, что физические тела притягиваются друг к другу пропорционально произведению масс и обратно пропорционально расстоянию между ними. Это ошибка, которую через 100 лет исправил известный английский физик Генри Кавендиш, введший еще один параметр – G.

Но вернемся к закону Ньютона, создавшего теорию механики. Тогда еще не была известна масса нашей планеты, и нельзя было подсчитать, с какой силой притягивается знаменитое яблоко к Земле. Изобразим закон тяготения символами: F=m*M/r2 , где F – сила притяжения, m – масса яблока; M – масса Земли, r – расстояние от центра яблока до центра Земли.

В настоящее время масса Земли измерена и равна 5976*1023 г. Известен и радиус Земли – 6371 км. С помощью указанной формулы попробуем подсчитать силу притяжения яблока весом в 100 г. Она составляет 1,47*105 тонн. Как видим, если слепо следовать Ньютону, то яблоко, однажды упавшее на Землю, уже не оторвать. Значит, яблоки под деревом собрать невозможно.

В 1879 году Кавендиш изобрел крутильные весы и опытным путем на двух шарах показал, что добавленный к произведению Ньютона член (G) равен 6,72*10-11. Пересчитаем силу притяжения того же яблока по формуле Кавендиша и получим: F=98,8 г, что уже ближе к реальности. А G=6,67*10-11H*М2/кг2.

Корректировать учебники, создаваемые известными профессорами, должны члены РАН. Но они заняты другими «актуальными» проблемами, как и популярные издания типа «Наука и жизнь».

Так, в № 2 за 2018 год с гордостью сообщается, что, по мнению академика Г. Голицына, материки плавают со скоростью 5 см в год, так как с такой скоростью растут ногти. Хотя еще раньше академик В.А. Коротеев, ознакомившись с основами теоретической механики и сопромата, изучаемых в вузах, пишет: «Оказывается, все переплетено воедино, соединено навсегда с той самой поры, как образовалась наша планета».

Современная астрономия развивается в основном путем накопления фактов. Так, вслед за квазарами появились пульсары. Российские ученые почти не занимаются теорией развития Вселенной, а иностранные специалисты часто спекулируют на новых данных, зарабатывая Нобелевские премии и придумывая громкие термины типа «темной энергии». Но оправдан ли такой подход? Из астрономической науки хотя бы в вузовские учебники должны попадать достоверные гипотезы, а не «сенсационные сообщения».

В 2011 году была присуждена Нобелевская премия за теорию раздувающейся Вселенной. Эта гипотеза базируется на новых данных, согласно которым молодые объекты, сформировавшиеся 5 млрд лет назад, разлетаются быстрее, чем более ранние. Вопрос, за счет какой добавочной энергии могло это произойти, остался открытым. Между тем каждый знает, что балерина и фигурист на коньках, сжавшись, ускоряются во вращении. Точно так же вода в реке ускоряется в движении при переходе из широкого русла в узкое. Закон сохранения импульса движения хорошо известен. Следовательно, Вселенная сжимается, и не надо придумывать «темную энергию».

Законы физики проявляются часто в неожиданной форме, однако часть явлений, например, шаровые молнии, все же считаются загадками. Но не черная дыра, которая, по последним данным, выглядит красным бубликом.

Кстати, шары, с которыми Г. Кавендиш экспериментировал, «не знали», что они маркируют гравитационное взаимодействие, и вполне могли взаимодействовать за счет интегральных напряжений, вызванных не только гравитацией, но и электромагнетизмом. Ученый фактически установил закон общего поля, о чем мечтал А. Эйнштейн, который не заметил этого, так как шел, по замечанию академика Иоффе, путем создания все новых и новых формул.

Ученые астрономы любят крайности – либо квазары, либо микрочастицы (кварки) и т.п. Солнечная система у них сирота. Даже Земля – объект непознанный. До сих пор в учебниках утверждается, что на юге у полюсов она сплюснутая. Этот тезис родился более 100 лет назад.

В настоящее время известно, что Земля выпуклая на 3-4 км за счет Антарктиды. А на севере недавно выявили высокоамплитудное котлованное море. Кроме того, астрономы и астрофизики считают, что все планеты возникли 3,84,0 млрд лет назад. В действительности, как установили геологи, возраст древнейших пород на Земле составляет 4,6 млрд лет по Sm*Nd методу. Таким образом, планеты сформировались не позже чем 5,2 млрд лет назад.

Студентам университетов необходимо знать, что Юпитер в 300 раз массивнее Земли, но, как и другие газовые гиганты (Сатурн, Уран и Нептун), не содержит тяжелых химических элементов ряда железо-уран, не говоря уже о рудоносных скоплениях меди, платины, золота. Попадут ли эти научные достижения в учебники?

Земля как геологический объект изучается тщательно с помощью глубокого бурения и сейсморазведки. Тюменские геологи (Бочкарев, Федоров) научились определять глубины давно исчезнувших морей. Членкоры И.И. Нестеров и В.В. Потеряева создали методику, по которой можно подсчитать ресурсы нефти и газа в любом крупном осадочном бассейне типа Западно-Сибирского. По их оценке, его запасы составляют 120 млрд т. В Тюменской области в год добывается 200 млн т нефти и 500 млрд м3 газа с конденсатом.

Владимир БОЧКАРЕВ, кандидат геол.-мин. наук, заслуженный геолог РФ

/Фото из открытых источников/