КОЧКА ЗРЕНИЯ 

Ошеломляющая новость. В Отечестве приступили к осуществлению пилотной программы по сокращению количества бедных. В восьми регионах. Тюменская область в программе не значится. Потому как территория входит в когорту богатых. Воспринимать такие вещи весьма приятно.

Повеяло грустью и печалью от письма председателя облсовпрофа Михаила Кивацкого директору департамента труда и занятости населения Тюменской области Надежде Мазуркевич. Приводим фрагмент: 

«Численность населения в регионе, находящегося за чертой бедности, составляет 225 тысяч человек и с 2010-го по 2017 год увеличилась с 11 до 15,2 процента. В течение 2018 года минимальная заработная плата увеличилась всего на 1,1%, что не соответствует уровню роста потребительских цен на товары и услуги». 

Богатеют и беднеют – всяк по- разному. Мне, автору этих строк, вот только что пришел счет на коммунальные услуги за ноябрь – на полторы тысячи рублей больше, чем за предыдущий месяц. Так что о расцвете семейного бюджета теперь и не мечтаю. Ладно, это исключительно мои собственные трудности, хочу надеяться на то, что у других земляков все путем. 

Каждый раз, включая компьютер, в правом нижнем углу монитора вижу портрет бабы Нины с ее советом, цитирую: «Чтобы вырваться из нищеты, положите в угол спальни…». Что именно надо положить, в тексте не говорится, это надо обратиться конкретно к провидице. Народ у нас доверчивый, у порога бабы вечная очередь без конца и края. И баба уже выстроила хоромы на Рублевке. Поэтому раскроем коммерческую тайну. Сразу скажем, бабетта не мухлюет, все сказанное ею – чистая правда. И даже 99,7% обратившихся к ней за советом ушли, улетели от черты бедности на многие километры, возможно, озолотились. Нет, не советуем без спросу класть некий медальон, амулет, прочую финтифлюшку. Да, завет ясновидящей распространяется исключительно на физические лица, лиц юридических просим не беспокоиться. Решающую фразу провидицы обозначим в конце сей публикации, дочитайте – не прогадаете. 

Пока делюсь с читателями творческими планами, в Союзе автотранспортников Тюменской области уже готово и даже выслано областному прокурору В. Владимирову обращение. Итак, внедряемся в тему: 

«Уважаемый Владимир Владимирович! Темпы роста цены на топливо превысили самые пессимистические прогнозы автомобилистов. Стоимость была заложена при формировании тарифов и обусловлена начальной ценой контракта на пассажирские автоперевозки 2018 года. Тогда цена одного литра бензина АИ‑92 вместе с НДС составляла 37,77 руб., дизельное топливо – 41,17 руб. 

По поручению президента Правительство РФ в очередной раз провело переговоры с нефтепереработчиками по заморозке цен до марта 2019 года. Но буквально через несколько дней на всех АЗС области стоимость литра дизтоплива поднялась на 2–3 рубля, в зависимости от собственника. Сегодня цену топлива на заправках «Газпромнефти» взвинтили от 46,60 до 50,60 руб. за литр дизтоплива и от 43,50 до 45,10 руб. – за бензин А‑95. Аналогичная картина складывается и на АЗС компаний «Лукойл», ООО «АЗС Н‑1». 

Помимо этого, компании, занятые реализацией ГСМ, направили в адрес автопредприятий угрожающие письма о внесении в действующие договора поставки дополнительного соглашения, предусматривающего «сервисные услуги». В результате чего цены приобретаемого топлива увеличиваются еще на 3,75 процента. Якобы в случае непринятия дополнительного соглашения перевозчиками договор на поставку топлива будет расторгнут». 

Послание такого же содержания отправлено руководителю Управления федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорю Валериевичу Веретенникову. По закону № 59-ФЗ государственный орган обязан ответить о принятых, равно и непринятых, мерах в течение 30 дней. Коль скоро обращение зарегистрировано 21 ноября, то времени осталось довольно много. А мы пока порассуждаем согласно повестке дня. 

По статистике, самые зажиточные россияне обретаются в аэрокосмической отрасли, равно в нефтегазовой сфере, куда, ясен перец, входят и АЗС «Газпромнефти». Но не держатся люди на автозаправках. На момент отливания этих строк в Тюмени имелись 523 вакансии операторов. Может, требования высокие? Они вот такие: среднее или высшее образование, знание ПК, ответственность, грамотная речь, позитивный настрой, высокая коммуникабельность. 

Так, теперь обратимся к отзывам рабочих о своей деятельности. Очень небольшой кусочек трудовой биографии оператора 3-го разряда из питерской АЗС, расположенной рядышком с главным офисом компании «Газпромнефть»: «…График работы: день-ночь, отсыпной, выходной, но чаще всего ставят дополнительные смены, так как людей не хватает, текучка, многие не выдерживают. Уборка – мыть, мыть и мыть. И не забывайте, что вам надо ещё промести территорию, собрать бумажки с газонов, почистить снег, покосить траву!» 

Гордостью любой АЗС России является объект, который французы именуют «пур ля пти э пур ле гра», по-нашему переводится «куда царь пешком ходит». Туалет, само-собой, входит в понятие «сервисные услуги», обозначенного в проекте дополнительного соглашения, но совершенно точно марафетится оператором- кассиром с высокой коммуникабельностью и грамотной речью. А достаток какой? Обратимся к тому же питерскому мужику: 

«… И это только малая часть работы, за которую вы будете получать, с учётом вычетов, – ну, дай бог, 23000 – это если всё хорошо!». Не забудем, что в отрасли широко применяется отменно отлаженная система штрафов. В Тюмени все АЗС единодушно предлагают операторам ставку в 22 тысячи. В среднем по отрасли вообще прекрасно, если иметь в виду месячную зарплату каждого члена правления в 10,6 миллиона рублей. Оклад секретаря в приемной от 100 до 120 тысяч. Чего уж, у секретарши и потребности значительнее, чем у оператора АЗС: макияж, руки-ноги, парфюм… И все-таки для ясности добавим: средняя зарплата по Тюменской области составляет на сегодня 35314 рублей. 

Сейчас можно вернуться к завету ясновидящей. Для улучшения финансового состояния операторшам предписано уложить в спальне богатого любовника, операторам – вдову олигарха. (Сказанное в равной степени относится к представителям других профессий: дорожным прорабам, пожарным топорникам, музыкальным критикам, налоговым инспекторам и т. д., и т. п.). Метода осечек не дает. Америку баба Нина не открыла – все 7 бродящих сюжетов мировой литературы, равно как кино с телевидением, держатся именно на такой фишке. Да простит меня читатель, из песни слов не выкинешь. 

Метод безотказный, испытан веками, но, увы, действует лишь в отношении физических лиц. Мы-то речь начали с сообществ, то есть цену на топливо структуры «Газпромнефти» и прочие монополисты поднимают на корпоративных потребителей. Ну, возможно, в АО «ТОДЭП» на дорогую горючку и не отреагируют – чего уж, дорожное строительство и без того по стоимости алмазно- бриллиантовое, так что дополнительные надбавки в миллионы рублей – как баран начхал. В любом случае обыватель не почувствует. 

А вот на общественном транспорте бензин делает погоду. Ведь может прерваться регулярное движение между городами и весями, в областной столице на линии выйдет меньше подвижных единиц, велика возможность повышения проездной платы. Пишу эти строки, а по телевизору передают о введении во Франции чрезвычайного положения. Акции «желтых жилетов» начались в середине ноября, после того как было подтверждено решение правительства поднять с 2019 года налог на бензин и дизтопливо. Митингующие же настаивают: повышение цен на топливо приведет к росту цен во всех остальных сферах. И президент Эммануэль Макрон заявил, что отказывается от повышения налога на топливо. Однако протесты после этого не прекратились. Наоборот, перекинулись на другие страны: Бельгию, Германию, Голландию, Сербию, Черногорию. 

Читатель, понятно, интересуется: мол, не дойдет ли мода на желтые жилеты в Тюмени? Стопудово нет. Потому что у нас есть кому защитить интересы перевозчиков. Вот читаю письмо, направленное президенту В. Путину:

«Транспортники УрФО уже много лет обеспокоены ситуацией с постоянным и чрезмерным ростом цен на автомобильное топливо в округе. Особенно страдают от этого пассажирские автотранспортные предприятия, чьи финансовые возможности напрямую зависят от возможностей местных органов власти компенсировать их убытки из-за действий монополистов. Закрываются маршруты, возрастает недовольство населения. 

Уважаемый Владимир Владимирович, убедительно просим Вас принять эффективные меры по снижению цен на топливо. Статистические ежегодные данные по инфляции в РФ – 8,25 процента, а рост цен на топливо – 20% ежегодно». 

Под обращением пять подписей руководителей общественных организаций из Кургана, Челябинска, Екатеринбурга и Тюмени, в том числе подпись президента Союза автотранспортников Тюменской области А. Пискулина. 

Скорее всего, борцы за справедливость своего добьются. Я верю в Александра Евстафьевича Пискулина. Потому что знаю его давненько – вместе начинали трудовую жизнь, обитая в общежитии завода КПО. Потом Саша окончил индустриальный институт, руководил троллейбусным предприятием, затем возглавил ПАТП‑1. Удостоен звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Многим помог. Специально не расспрашивал, люди сами рассказывали. 

Одно время в Тюмени наметилась тенденция назначать директорами по знакомству. Сняли Пискулина с хозяйства, поставили у руля вовсе даже не автомобилиста. Но народ вышел – и отстоял. Теперь, правда, Александр Евстафьевич не генеральный директор ПАТП‑1, пару месяцев назад передал бразды молодому коллеге. Но руководит филиалом, коим является ПАТП‑2. Заодно он – президент областного Союза автотранспортников, отпраздновавшего нынче свое двадцатипятилетие. В это сообщество входит 25 автопредприятий. Общими, хорошо скоординированными усилиями многого можно достичь. 

Между прочим, средняя зарплата водителей области составляет 67,5 тысячи рублей, что в два раза выше средней по региону, и, заметьте, втрое больше зарплаты некоторым образом оппонентов – ну, автозаправщиков. Общественный транспорт области состоит исключительно из новых автобусов. Например, средний возраст городских «лайнеров» в Тюмени не превышает 4,5 года. 

Ровно год тому назад вместе с Александром Евстафьевичем Пискулиным участвовали в запуске первого в Тюмени электробуса. Это я к тому, что может наступить время, когда автобусники напрочь откажутся от услуг «Газпромнефти», «Лукойла», «Никифора» и иже с ними. А пока что надо относиться к покупателям бензина, соляры и масел малость гуманнее, то бишь не драть три шкуры. 

Кто против сервисных услуг при АЗС? Конечно, весьма прогрессивно оснащение станций магазинами, пекарнями, объектами с кодовым названием «М» и «Ж», мальчиками с заправочным пистолетом, девочками с подачей горячего кофе и хот-догов. Но за счет внутренних резервов. А их, запасов в подземных кладовых – народного достояния, у наших родных нефтяников и газовиков на наш век вполне должно хватить. 

Юрий МАШИНОВ 

Евгений КРАН /рис./