ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАЗГОВОРУ

Обращение к теме непростых взаимоотношений светского государства и церкви вызвало живой отклик читателей. Слово божье в школе. Конфликт музейщиков и РПЦ. Вера и атеизм. Читательская почта не оскудевает. И хорошо. В дискуссиях люди должны искать взаимопонимание, а не в военных конфликтах. 

Написать эту заметку в вашу газету меня побудила статья священника Николая Сушкова от 26 января "Образовывает ли современное образование?". То, что церковь стала более активной в плане духовного обогащения молодежи, меня радует, и эта публикация тому подтверждение. 

Нравственное воспитание, на мой взгляд, это удел всего общества в целом. У родителей, как правило, много работы. Вечером на детей остается мало времени, поэтому на учителей в школе ложится ответственность. Но имеются большие возможности прививать детям азы нравственно-этического воспитания. 

Согласитесь, все мы хотим, чтобы наши мальчишки и девчонки были менее дерзистыми, более отзывчивыми, добродушными, уважительными, снисходительными, добропорядочными. 

Всему этому, наверное, уделяют внимание и в вузах, готовя будущих учителей, но, думаю, недостаточное. Если бы на всех факультетах, где готовят студентов к работе в школе, существовали курсы нравственного воспитания, то не было бы такой обстановки, как сейчас в школах, когда на первом месте – знания предметов (математика, физика и т.д.), а все остальное отодвигается на задний план. 

Сегодня большинству людей свойственно накапливать материальные блага: дома, дачи, машины, мебель, гаджеты, поездки на экзотические острова. Дети заражаются этими главными ценностями родителей и в дальнейшем перенимают их опыт, мало уделяя внимания наполнению себя духовным содержанием. Конечно, мир этот у каждого человека свой, только ему присущий. Кто-то любит природу, обожает животных, птиц, кому-то нравятся картины Айвазовского, Ван Гога, других художников. Кто-то обожает читать рассказы Чехова, Бунина, Куприна, иным больше нравятся произведения Л. Толстого, Достоевского, Гоголя. Каждый писатель, драматург, режиссер видит мир по-своему, имеет свои ценностные ориентиры. Но такие человеческие качества, как доброта, любовь, чистая совесть, порядочность, интеллигентность, прощение, остаются незыблемыми для всех. 

Те ученики, что входят в священный храм искусства, читают произведения классиков, посещают спектакли, бывают на природе, никогда не будут безучастными к происходящему вокруг, равнодушными, а тем более бездумными циниками. 

Даже хороший специалист в любой профессии, если он невежественен, груб, нескромен, считай, не состоялся как личность. Знания в той или иной деятельности еще не делают специалиста Человеком. 

Не хочу идеализировать наш мир. Негодяев во все времена хватало. Но благодаря музеям, хорошим фильмам, спектаклям, где играют талантливые актеры, благодаря чтению хороших книг, хорошим людям, которых среди нас немало, этих негодяев становится, к счастью, меньше. Думаю, хороший спектакль растопит сердце даже отъявленного мерзавца. Было бы здорово, если бы для школьников, соответственно их возрасту, спектакли в театрах показывали бесплатно, и чтобы государство выделяло школам на эти цели необходимые средства. На этом экономить нельзя. Что посеем, то и пожнем. 

Возможно, кто-то видит эту проблему несколько иначе, пишите, граждане, в газеты, журналы, Интернет, высказывайте свое мнение. 

С уважением, 

Олеся НИКОЛЬСКАЯ 

Леонид ТКАЧУК /фото/