Каким быть памятнику основателям Тюмени?

Архитектурный конкурс по благоустройству исторического сквера вызвал у общественности Тюмени немалый интерес к событиям прошлого. На Всероссийской конференции «Казачество в Сибири: от Ермака до наших дней» историки Тюменского государственного университета, казаки, представители татарской интеллигенции вели жаркие споры по поводу личности атамана Ермака.

Ученые отмечали, что это самая мифологизированная фигура в российской истории. Не известны ни дата рождения, ни происхождение легендарного атамана. Исследователи дают ему семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. «Ермак» – это прозвище или сокращенный вариант имени, тоже не ясно. Одни летописи называют Ермака донским казаком, другие – волжским или «выходцем откуда-то с Нижней Чусовой».

Председатель недавно созданного Фонда им. Ермака Тимофеевича Николай Фролов отметил тот факт, что старые летописи, в которых описывается поход казаков в Сибирь, составлены спустя сто лет. Очевидцев событий уж не было в живых, сведения записывались из третьих уст, поэтому искажение имен, расхождения в трактовке событий неизбежны. Но утверждать, что Ермак никогда не был в Тюмени, – ошибочное мнение. Подтверждение тому можно найти в летописях, подчеркнул Николай Константинович.

Подчас высказываются соображения, принижающие заслуги Ермака, дескать, до него в Сибири были русские, а его поход не привел непосредственно к присоединению сибирской земли, это сделано лишь спустя 10-15 лет правительственными войсками. Но Ермак со своей дружиной совершил самое главное – разгромил Сибирское ханство, препятствующее освоению зауральских земель. Николай Фролов заострил внимание на важном моменте: правители западноевропейских стран бросали алчные взгляды на Сибирь, и Россия своевременно позаботилась о расширении своих территорий.

207-4-2После похода Ермака царские воеводы Василий Сукин (ударение на второй слог) и Иван Мясной на месте стоянки дружины атамана в 1586 году поставили град Тюмень. А в нескольких метрах располагался татарский город Чимги-Тура, основанный в 1375-м. Профессор ТюмГУ Александр Ярков поднял интересный вопрос о преемственности Тюмени по отношению к Чимги-Туре. Выходит, столица нашей области значительно старше.

Почему-то исследователи большого интереса к древнему татарскому городу долгие годы не проявляли. Чимги-Тура упоминается вскользь, была столицей Тюменского ханства – вассального государства Золотой Орды. Как отмечает археолог Наталья Матвеева, «Чимги-Тура хотя и недолго, но блистала на политическом небосклоне Центральной Азии. Здесь объявляли войну и заключали мир, принимали иностранных послов, плели дворцовые интриги. Сюда приходили караваны бухарских и самаркандских купцов, прибывали дипломатические миссии, приезжали шейхи – проповедники ислама, знатоки письменности и литературы Востока. Город был одним из форпостов мусульманской культуры в Западной Сибири».

Располагался он на Царевом городище, это место за зданием музея «Городская Дума». Кстати, громадный стадион выстроен как раз в самом центре Чимги-Туры.

Археологи Наталья и Александр Матвеевы убеждены: этот древний город достоин изучения, но, к сожалению, земли на Царевом городище расхищаются под постройки, культурный слой уничтожается. Раскопки могли бы дать ответы на многие вопросы. Например, в ходе обсуждения фактов прошлого прозвучало утверждение, что на территории Исторического сквера существовало ханское кладбище. Его здесь не было, это всего лишь легенда, отметили ученые.

Представители казачества, историки говорили, что в нескольких городах России поставлены памятники атаману. В Тюмени ситуация сложнее. Проект скульптора Пармена Забелло, что представлен на конкурс, искусствоведы критикуют: «Это статичный монумент, необходимо изменять пропорции, иначе Ермак будет с короткими ногами». Научная элита университета высказала мнение: обсуждение вновь возводимых памятников в Тюмени проводить с привлечением специалистов по культурному наследию. Кстати, у известного тюменского скульптора, заслуженного художника России Николая Распопова есть проект монумента Ермаку, но автор почему-то не принимал участия в конкурсе.

Участники конференции отмечали, что необходимо учитывать точку зрения коренного населения, для татар Ермак – завоеватель, разбойник. Даже в татарском фольклоре рисуется негативный образ казачьего атамана. И если ставить ему памятник, то необходимо найти такой образ, который бы не задевал национальные чувства.

207-4-1В ходе обсуждения возник интерес к Кучуму, последнему правителю Сибирского ханства, прямому потомку Чингисхана. Справедливо прозвучало предложение создать Фонд имени Кучума. И Кучум, и Ермак вошли в историю России, их личности значимы для воспитания патриотизма, сохранения межнационального согласия, наконец, для развития туристического потенциала Сибири.

Ещё большей критике был подвержен проект монумента «Основателям Тюмени». По мнению оппонентов, автором допущены грубые ошибки в создании исторических персонажей. Особую обеспокоенность вызвала фигура мальчика с топором. По замыслу скульптора, она символизирует строительство города, но топор в руках ребенка у многих вызывает совсем другие ассоциации, топор – символ рубки голов. Казачество серьезно встревожено, что вместо Поклонного креста Ермаку, освященного Патриархом Московским и всея Руси Алексием, поставят этот монумент, вызывающий противоречивые чувства. Памятники создаются на века и должны обладать высокохудожественными качествами. Конференция пришла к выводу: отложить вопрос о победителе конкурса, разработать новый регламент конкурса с привлечением специалистов.

Надо отметить актуальность и значимость форума, собравшего свыше 80 представителей научных и общественных структур из Москвы, Омска, Волгограда, Уфы, Челябинска, Тюмени и многих других городов России. Прозвучавшие доклады были интересны и ценны для всех, кто занимается историей Сибири. По этим материалам, что немаловажно, выпущен специальный сборник. Кроме того, по заказу правительства Тюменской области учеными Тюменского университета подготовлена книга «Казаки в Тюменском регионе: от Ермака до наших дней». Издание содержит много новых исторических фактов, хорошо проиллюстрировано, что делает его востребованным не только для краеведов, сотрудников музеев и библиотек, но и туристов.

Участники конференции отмечали высокий уровень ее организации, открытость. Было рекомендовано продолжать практику проведения круглых столов как переговорных площадок власти и местного сообщества.

Организаторами форума выступили казачьи объединения, Тюменский госуниверситет, комитет по делам национальностей Тюменской области. Специально для проведения форума из Киево-Печерской лавры в Тюмень была доставлена знаменитая казачья икона царя Николая.