Даже если их в Тюменской области девять тысяч километров. Построено ещё три новых дорожных объекта

Заместитель начальника управления автомобильных дорог Тюменской области Олег Иванов считает, что у журналистов и дорожников есть нечто общее – их профессии ведут свое начало из глубины веков. Улыбаясь, он пояснил:

– Взял человек табличку и нацарапал на ней острым камнем свои впечатления об увиденном. Это сообщение дошло и до пытливых потомков. А первый дорожник – это тот, кто проложил в непроходимом лесу первую тропу; по ней пошли другие люди.

Всё познаётся в сравнении

В компании с Олегом Владимировичем (а также Святославом Юрьевичем Филимоновым – заместителем начальника управления транспорта и дорожного хозяйства Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области) журналисты областных СМИ и отправились в пресс-тур по новым дорожным объектам региона, за день намотав на колеса автобуса более пятисот километров уже по современным «тропам» – трассам с асфальтовым покрытием. Дорожников тюменцы частенько ругают: пробки, «не на то» тратят бюджетные деньги, строят «ненужные» объекты. Но по сравнению с соседней Курганской областью и некоторыми другими регионами наш «по дорогам» выглядит намного лучше. Если в 1968 году на всю область было всего сто километров дорог с твердым покрытием, то сейчас их семь тысяч, не считая заасфальтированные улицы в селах и городах. Тюменские автодороги нередко хвалят даже европейцы, которые заезжают в наши сибирские края.

Сегодня есть повод порадоваться не только за дорожников, а за всех жителей области –   завершилось строительство трех объектов: автодороги Ялуторовск–Ярково, путепровода в селе Омутинском и транспортной развязки на 23-м километре федеральной трассы Тюмень–Ханты-Мансийск.

Есть связь с большой   землёй!

216-2-3Река Тобол только с виду спокойная. Весной в Ярковском районе она так разливается, что ни человеку не пройти, ни машине не проехать. Грунтовые дороги размыты – тракторы тонут. А сегодня четырем населенным пунктам – Бору, Маранке, Матмасам и Карбанам –   стихия не грозит, они обеспечены подъездами с твердым покрытием. Эти деревни прилегают к 133-километровой   автодороге регионального значения Ялуторовск–Ярково, строительство которой началось ещё в восьмидесятых годах. На начало 2001 года здесь было построено 11 мостов и 1 путепровод. В 1996 году на этой трассе, в деревне Ново-Атьялово, через Тобол был возведен самый большой мост. Потом стройка замерла, а три года назад возобновилась. В 2010-м 43-километровый грунтовый участок (его дорожники называют «разрывом») из 64 километров дороги, проходящей по территории Ярковского района, ликвидирован. Выполнена дорога в твердом покрытии. Она дает возможность добираться в Тобольск, не заезжая в Тюмень, а транзитному северному транспорту проходить через Ялуторовск, и далее – на Шадринск. Расстояние сократилось на 137 километров, да и Тюмень немного разгрузилась от машин.

На многих отрезках вновь   построенной дороги использованы оцинкованные ограждения, которые не надо красить (для подтопляемой зоны это находка), тюменского производства. Откосы укреплены георешеткой с щебеночным наполнением, выдерживающей волну во время паводка. Руководитель Ярковского ДРСУ Виктор Залесов рассказал, как трудно строили порученный им более чем 32-километровый участок дороги между Варварой и Староалександровкой и подъезды к деревням:

– Объем работ для нас был непривычный, в три раза больше обычного. Столк­нулись с бюрократией уже не советской, а российской, связанной с отводами земли под строительство. Государство для государства не может отвести землю! Целый год на этом потеряли. А проблемы с финансированием! Сезон начинается в мае, но можно на месяц раньше приступать к работе. И железная дорога задерживала с поставками щебня: непонятно, чья собственность – то везут, то не везут. Спасибо, помогали коллеги из других филиалов областного дорожного эксплуатационного предприятия. (ТОДЭП, в структуре которого на юге области работают 22 дорожных ремонтно-строительных управления. – Авт.).

…Да, а тропа действительно была. Тайная. Проложили её в веке 17-18-м предприимчивые люди (в обход таможенных постов на официальной дороге)   из Казани в Сибирь – через Уфу, Челябинск, Шадринск, Исетск, Ялуторовск, Ярково на Тобольск. Догадались? Новая региональная дорога – часть этой самой исторической «Казанской тропы».

Шесть лет спустя…

С проблемой отвода земли дорожники столкнулись и при строительстве двухуровневой транспортной развязки на 23-м километре федеральной трассы Тюмень–Ханты-Мансийск. К сожалению, пресс-тур сюда пожаловал уже ближе к ночи. Сфотографировать объект не удалось, зато журналисты, наконец, узнали – почему эта стройка простояла несколько лет, хотя безопасная развязка была необходима. Здесь часто происходили аварии. Как рассказал заместитель начальника областного управления автодорог Андрей Ковалев, сооружение её было начато по программе «Сотрудничество» в 2005 году. А в 2007-м вышли поправки к Бюджетному кодексу, запрещающие использовать областные деньги, в частности, на федеральном объекте. Позднее благодаря закону об автодорогах появилась возможность профинансировать «пересечение примыкания», то есть транспортную развязку в разных уровнях. Два года ушло на согласование в столице, еще год – на принятие решения о новых торгах. Деньги на строительство появились в этом году. И работа закипела. Развязка построена, и даже открыто движение по основному ходу. Длина её свыше 5,5 километра, из них более трёх – в прямом направлении, то есть по федеральной дороге. Развязка имеет две проезжие части шириной по 7,5 метра. Это сооружение, напоминающее по форме необычный клеверный лист, дает возможность безопасного пересечения двух автодорог и железнодорожной линии. Старая развязка демонтирована. Но официальная сдача объекта будет только в будущем году, если дорожники решат все вопросы с отводом земли. А собственников у неё, как выяснилось, немало: с одними удалось заключить договоры, с другими – пока нет.

Автомобилю теперь – «зелёный свет»

Когда в Омутинском не было путепровода, на железнодорожных переездах, что на дороге Омутинское–Армизонское, автомобили часами стояли в пробках. Качество продуктов, которые везли фуры в жару, было под угрозой. Изнывали от ожидания люди.

Теперь над железной дорогой – 65-метровый железобетонный путепровод (возвели его ТОДЭП и мостоотряд-36) с двумя тротуарами для пешеходов, освещением, разметкой, ограждением, более чем 1,5-километровыми подходами. Весной дорожники засеют траву, проведут отделку путепровода. Но «зеленый свет» автомобилям дан уже сегодня. Жители Омутинского, Армизонского, Бердюжского районов довольны: и безопасно стало ездить, и быстрее. Схема движения пяти автобусных машрутов более удобная. Довольно руководство молочно-консервного комбината «Золотые луга», который находится в этих краях.

Главный инженер Омутинского ДРСУ Денис Козлов радуется за земляков и за себя (ведь здесь база предприятия) и вспоминает, как строили путепровод прошлой аномально холодной зимой, когда даже мощная техника отказывала:

– Высота подходов к путепроводу двенадцать метров, поэтому при их возведении использовали современное оборудование – спутниковую навигацию. Выстраивали систему координат. Всё это повлияло и на качество, и на скорость строительства.

В прошлом году на юге области удалось соединить сетью дорог общего пользования десять небольших населенных пунктов. Нынче к ним прибавилось ещё шесть. Сколько радости принесли эти дороги людям. Этого счастья ждут ещё 27 тысяч жителей региона, отметил Олег Иванов:

– Дорога – такая категория: она была, есть и будет. Жить без дороги невозможно, как без воздуха. Поэтому очень важно не только строить, но и сохранить построенное на долгие годы. Как бы ни было тяжело, правительство области в этом всемерно помогает, финансируя дорожные проекты.