ПРОЕКТ "НОВЫЙ ПОРТ" 

«ГАЗПРОМ НЕФТЬ» ЗАВЕРШИЛА СОЗДАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОТГРУЗКИ АРКТИЧЕСКОЙ НЕФТИ ПРОЕКТА «НОВЫЙ ПОРТ» 

Об этом, а также о других важных экономических событиях региона в ходе большой пресс-конференции в Салехарде рассказали губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. 

«Мы рады, что компания успешно реализовала на Ямале такой крупный проект, как создание логистической схемы для отгрузки арктической нефти. Строительство инфраструктуры – ключевое звено в решении стратегической задачи по освоению Арктики. Без создания надёжного транспортного сообщения невозможна разработка новых перспективных месторождений, которые в большом количестве находятся на севере округа. Проекты крупных компаний позволяют развиваться не только региону, но и всей стране. В прошлом году Ямал перечислил в федеральный бюджет более одного триллиона рублей налоговых отчислений», – подчеркнул Дмитрий Артюхов. 

«Несколько десятилетий никто не мог подступиться к богатым ямальским месторождениям именно из- за отсутствия транспортной инфраструктуры. Найдя единственный рентабельный путь вывоза арктической нефти, создав эффективную логистическую схему, мы не только обеспечили развитие Новопортовскому месторождению, мы «распечатали» новую крупную нефтяную провинцию. Речь идёт о перспективных проектах как на полуострове Ямал, так и в соседних районах ЯНАО. Таким образом, создание транспортной инфраструктуры, по сути, стало ключом к формированию центра добычи федерального масштаба, а это, в свою очередь, придаст дополнительный импульс развитию Арктического региона», – отметил Вадим Яковлев. 

Финальным этапом проекта «Новый Порт», на реализацию которого понадобилось четыре года, стали постановка на дежурство в Обской губе второго ледокола компании – «Андрей Вилькицкий» и начало работы первой в мире цифровой системы управления арктической логистикой «Капитан». 

Ключевой элемент уникальной транспортной системы – терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы. Это единственный в мире нефтеналивной терминал, работающий в пресных водах и сложных ледовых условиях. Благодаря вводу в эксплуатацию этого объекта в 2016 году удалось обеспечить круглогодичную отгрузку нефти сорта NovyPort с Новопортовского месторождения. На старте реализации проекта рассматривалось 12 вариантов отправки нефти, включая отгрузку железнодорожным транспортом и по напорному трубопроводу. Только на разработку концепции потребовалось два года. Доставка углеводородов водным транспортом по Северному морскому пути оказалась самым эффективным вариантом, позволившим приступить к освоению месторождения, открытого ещё в начале 1960-х годов. 

Особые условия Обской губы потребовали формирования собственных танкерного и ледокольного флотов, способных работать на мелководье. Для доставки нефти до танкера-накопителя, установленного на рейде Кольского залива, по заказу «Газпром нефти» построены шесть танкеров серии «Штурман» класса Arc7, которые могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Кроме того, в акватории Обской губы круглосуточно дежурят два мощных дизель- электрических ледоколов нового поколения – «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», которые в 2018 году сошли со стапелей Выборгского судостроительного завода. Современные суда обеспечивают безопасный подход танкеров к арктическому терминалу и выполняют широкий перечень задач в тяжёлых ледовых условиях: швартовые операции, буксировку, защиту «Ворот Арктики» от ударных воздействий льда. 

Инвестиции в освоение Новопортовского месторождения с начала реализации проекта составили более 300 млрд рублей, за это время введено в эксплуатацию 11 объектов инфраструктуры, добыто более 15 млн тонн нефти. 

Наша справка. Новопортовское – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. В 2018 году «Газпромнефть-Ямал» добыл и транспортировал по Северному морскому пути 7,1 млн тонн нефти сорта NovyPort. 

Задача новой системы – безопасно управлять логистикой в Арктике и обеспечивать вывоз всего объёма добываемой нефти с минимальными затратами. 

Пресс-служба губернатора ЯНАО