Чем хуже граждане платят за ЖКУ, тем меньше бизнес вкладывает в развитие теплоснабжения

Поводом для очередной пресс-конференции в департаменте ЖКХ администрации Тюмени послужили изменения на рынке теплоснабжения города. Но в ходе разговора, как часто бывает, всплыли незапланированные темы, ведь проблем в этой сфере хоть отбавляй.

С 1 ноября функция сбыта тепловой энергии и управления схемой теплоснабжения областного центра передается от ОАО «Тепло Тюмени» к ОАО «Уральская теплосетевая компания» (УТСК). Логично, когда платежи населения поступают непосредственно тем, кто производит тепло. «Уверен, что прямые отношения между поставщиком и потребителем тепловой энергии без посредников выгодны обеим сторонам, так как делают их более прозрачными и эффективными», – подчеркнул Константин Колесников, директор Тюменских тепловых сетей – производственного филиала УТСК.

Данная схема взаимодействия участников системы теплоснабжения даст возможность усилить контроль за платежами, от своевременного поступления которых напрямую зависит улучшение состояния тепловых сетей. Сегодня долги горожан перед тепловиками превышают 746 млн рублей, а общая дебиторская задолженность за жилищно-коммунальные услуги достигла одного миллиарда рублей. С недисциплинированными плательщиками, пообещал К.В. Колесников, будут бороться всеми   методами, предусмотренными законом.

Как коммерческая организация УТСК хочет получать прибыль, а население – бесперебойно тепло и горячую воду. Для обеспечения потребителя качественными услугами необходимо добиться уменьшения теплопотерь путем капитальных вложений в строительство и ремонт теплотрасс. Такая работа проводится компанией в рамках инвестиционной программы уже несколько лет. Так что поставщик и потребитель кровно заинтересованы друг в друге.

Из чего складываются тарифы на теплоснабжение? Они определяются множеством факторов. Но большую часть в цене на тепло занимает стоимость энергоносителей. Чтобы купить топливо (для тюменцев это газ), плату за него надо внести вперед. И если платежи не поступают, теплоснабжающаяся организация вынуждена кредитовать население. Тепло – такой же товар, как хлеб или сахар в продмаге, за который надо сначала заплатить, напомнил директор департамента ЖКХ Геннадий Зверев.

Журналисты попытались выяснить, что послужило поводом к переходу на старую схему: «производитель – потребитель». Помнится, на такой же встрече в прошлом году нам торжественно представляли ОАО «Тепло Тюмени», взявшего в аренду (на конкурсной основе, разумеется) муниципальные разводящие сети, и говорили, какое это благо для жителей. Ругали финскую компанию, отказавшуюся их обслуживать. Чуда не произошло. Проблемы с теплоснабжением, сокращение платежей… Серьезные претензии к «Теплу Тюмени» не раз предъявлялись на заседаниях постоянной   комиссии по развитию ЖКК и благоустройству Тюменской городской Думы. Однако главные участники пресс-конференции «заговорили» этот вопрос, ограничившись замечанием: «ОАО «Фортум», понаблюдав со стороны, проанализировав экономическую составляющую, поняло, что надо взять на себя функцию сбыта».

Одна из проблем, которую намеревается решить УТСК, – уменьшение потерь тепловой энергии. «Приборы учета уже есть на границе наших ТЭЦ и тепломагистралей. Ведется работа по их установке на других участках», – проинформировал К.В. Колесников. Напомним, до 1 января 2011 года счетчиками на воду, тепло, газ и электроэнергию оснастят все сооружения, строения и здания, введенные в эксплуатацию. А к началу 2012 года приборы учета должны появиться в каждой квартире.

В новых многоквартирных домах счетчиков установлено достаточно много, чего не скажешь о старых – там всего 5-10%. По словам Г.Н. Зверева, у населения нет мотивации к экономии, ментальность не та. В Финляндии, например, тепловая энергия в разы дороже, чем в Тюмени, но население платит там почти столько же за счет того, что расходует меньше, поделился опытом своей страны вице-президент, исполнительный директор по Западно-Сибирскому региону ОАО «Фортум»   Тоомас Нийнемяэ. Теплосчетчики сами по себе экономию не дают, экономит человек. Нужно укреплять фасады и кровлю домов, герметизировать подвалы, утеплять окна квартир, чтобы здания отвечали нормативным теплопроводным свойствам. Словом, предстоит долгий путь от экономии к подлинному энергосбережению.

Изменение схемы договорных отношений с конечным потребителем не повлияет на оплату за центральное отопление и горячее водоснабжение: тарифы на этот вид услуг до конца текущего года останутся прежними. И рассчитываться население, как и раньше, будет через ТРИЦ. Никаких неудобств для горожан в связи со сменой теплоснабжающей организации не ожидается. А вот управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, другим юридическим и физическим лицам, перед кем ОАО   «Тепло Тюмени» имело обязательства, придется заключить новые договоры на поставку тепловой энергии – с ОАО «УТСК». Провести эту работу постараются в максимально короткие сроки – до 30 ноября.

Для удобства потребителей к концу года будет создана единая диспетчерская служба. Ее задача: информировать о ситуации на теплосетях, оповещать о сроках ограничения подачи тепла и горячей воды, консультировать, работать с должниками. Телефон, правда, «нехороший» – 20-70-22, ставший для жителей синонимом бюрократической недоступности и хамства. «Сделаем все, чтобы в эту службу можно было дозвониться и получить профессиональный ответ на заданный вопрос», – пообещал К.В. Колесников.

 

Прямые отношения между поставщиком и потребителем тепловой энергии без посредников выгодны обеим сторонам, так как делают их более прозрачными и эффективными